Автор Павел Иванов
Что-то совсем разладилась дружба у Евросоюза и польского "королевства". Почти случилось страшное. Брюссель сделал официальное предупреждение Варшаве из-за реформы Конституционного суда и допустил введение против Польши санкций. Европейцы сочли, что верховенство права в этой стране отсутствует из-за поправок в основной закон, парализовавший работу судебной инстанции. Часть политиков в Варшаве, подобно Лелику из "Бриллиантовой руки", восклицает, мол, "шеф – я все исправлю" и уверяет, что решение кризисной ситуации будет найдено без вмешательства Еврокомиссии. Но звоночек, что называется, прозвучал.
Санкции по отношении к члену ЕС, да и еще и к такому бронебойному в отношении, например, России – это что-то новенькое. Нет, конечно, давить в Брюсселе умеют. В свое время это на себе испытало другое государство Восточной Европы – Венгрия. Ну не понравился все той же Еврокомиссии новый венгерский закон о средствах массовой информации. В ЕС сочли, что он ограничивает свободу слова и нарушает базовые ценности европейской демократии. Против Венгрии даже грозились применить мощные штрафные санкции. Но потом поостыли. А вот с Польшей могут пойти и дальше. Представители западного фланга Евросоюза, похоже, сильно устали от выходок и непомерной прыти своих польских подопечных. В Брюсселе все чаще поговаривают, что пора бы "изолировать" Польшу от большой международной политики до тех пор, пока ее внутренние дела не будут соответствовать европейским стандартам. И прекратится там, наконец, дрейф в сторону "мягкого авторитаризма". Дело в том, что после реформы ряд полномочий Конституционного суда отошел президенту. И это вызвало в Брюсселе волну вполне оправданной критики. Там даже заявили, что Польша может лишиться права голоса в Совете министров ЕС.
В ответ другая – радикальная – часть польских политиков, чего и следовало ожидать, мгновенно обвинила еврочиновников во вмешательстве во внутренние дела страны. Впрочем, Варшаве с ее амбициями к конфликтам не привыкать. Уже проходили заседания польского правительства без традиционного в таких случаях флага ЕС: под сенью исключительно национальной символики. В большой степени тогда это демонстрировало, что Варшава претендует на некую особую, сугубо самостоятельную роль в европейских делах. Не напрасно ведь при новой политической команде был реанимирован курс, подозрительно похожий на старый националистический лозунг "Польша от моря и до моря". А некоторые чиновники всерьез высказывались о том, что "нормандская четверка" должна быть преобразована в "пятерку". Ну, мол, как же будущее Украины и всей Европы может решаться без участия такого "супергосударства" как Польша!
Дальше – больше. Представители польского истеблишмента стали требовать эксклюзивного внимания к своей стране со стороны НАТО и Вашингтона. Эксперты тогда пришли к выводу, что Польша с новым националистическим правительством решила превратиться в некий аналог ФРГ времен "холодной войны", форпост противостояния "коварной" России. С простой целью получить хлебный и сулящий множество благ статус "прифронтового государства". Не получилось. Впрочем, в Варшаве рассчитывают взять реванш на предстоящем саммите НАТО и снять, наконец, так называемое "берлинское вето", запрещающее размещение на территории страны полноценных баз альянса. Все эти потуги поляков повысить "до небес" свою роль в Европе и стать одним из ключевых игроков сильно напрягает политическую элиту Старого Света. А добавляет масла в огонь нежелание Варшавы принимать в своей стране достаточное количество беженцев и продемонстрировать тем самым общеевропейскую солидарность. Так что романтический период отношений Евросоюза и Польши постепенно сменяется усталостью и раздражением большого сюзерена. Даже "российская угроза", похоже, перестает работать.