Автор Михаил Шейнкман
Восточная экзотика, заповедные места, языческий храм и маленькая собачонка Марутаро в качестве "посла доброй воли". У Японии были все шансы сделать свой саммит "семерки" особенным, событием приятным во всех отношениях. Возможно, гости потом и вспомнят его добрым словом. Но не Обама. Для него уже начало явно не задалось. А ведь беспрецедентные меры безопасности. Однако 100 тысяч полицейских, армия и флот так и не смогли защитить от негативного фона.
И хотя местные СМИ ежедневно создавали благоприятную атмосферу визита, ее в одночасье разрушила страшная трагедия. Жестокое убийство японской девушки американцем – служащим военной базы на Окинаве. Официальный протест, вызов посла, жесткие заявления Токио, шокированная страна. Говорят, во время очной встречи с Синдзо Абэ хозяин Белого дома выглядел весьма бледно. Понимал, наверное, что ему теперь придется не извиняться дважды. И не извинился. Отделался лишь соболезнованиями. Но если Хиросиму, куда впервые ступает нога президента США, японцы только за это ему готовы простить безо всяких его I'm sorry, то девушку – нет. Потому что это случилось уже при нем.
И вроде – частный случай. Но как все взаимосвязано. Это преемственность отношения. И все понимают, что без тех атомных бомб не было бы и такого присутствия. В середине июня Окинава обещает собрать многотысячный митинг под стать тому, что в 1995 требовал изгнания американцев после того, как несколько их солдат надругались над 12-летней девочкой. Но Окинава от Исэ-Сима далеко. Поэтому здесь, в нетронутом и тихом уголке Японии, ничто и никто не нарушит покой, как они себя называют, "сильных мира сего". Ну, может быть, Абэ нет-нет, да и посмотрит на Обаму с укоризной.
К самому японскому премьеру в их компании теперь относятся с особым уважением. Он последним из них Путина видел и даже договорился с ним. Эх, мне бы так, вероятно, думает Ренци. Он тоже вопреки западному мейнстриму собирается в Россию, на Петербургский экономический форум. Олланд будет ждать своего часа в Париже. К нему Путин приедет в октябре. Да и новый канадский премьер Джастин Трюдо, в отличие от предшественника, гораздо сдержанней в поведении. Во всяком случае, плохого слова от него Москва еще не слышала.
И вроде бы каждый по отдельности не лишен здравомыслия. Но собираются вместе – и все. Для них эти саммиты – что торжественные линейки. Едва ли не последний признак "элитарности". Главное во время переклички – громко сказать: "Я!" На остальное времени не хватает. У них слишком много вызовов, с которыми они не знают, что делать. Максимум что успевают – перечислить их на всех своих языках. По сути, это то же самое, что посещение Обамой Хиросимы. Внимание на пару с лицемерием.
Президент США на мемориале жертвам атомной бомбардировки – это повод вспомнить пресловутый стакан, что наполовину пуст или полон. Хотя и того, что в нем есть, хватает, чтобы удостовериться в старой истине. Тот, кто считает себя значительным, пусть окунет палец в чашку с водой и посмотрит, какое отверстие останется, когда его вытащит. Будто его там и не было. Кстати, что касается "перста указующего", то "семерка" со своим отношением к миру все больше напоминает анекдотичного фрезеровщика. Он тоже говорит, что знает этот станок, как свои семь пальцев.