Автор Михаил Шейнкман
Да будь он хоть русским преклонных годов, да будь он хоть трижды "зеленый"… Для Европы Австрия благодаря ему все равно теперь от-Беллена. Пока. Однако для Евросоюза и это – передышка. На Александра Ван дер Беллена "молилась" чуть ли не вся бюрократия ЕС. Глава МИД Италии, кажется, высказался за всех. "Ну, теперь можно выдохнуть", – не сумел он скрыть невероятного облегчения. Еще в апреле известный лишь узкому кругу политических интеллектуалов Австрии по лидерству в ее не самой популярной партии потомок русских эмигрантов в один миг стал если и не спасителем общего европейского дома, то его "вахтером". Не пустил в президентский дворец, как они считают, "кого попало".
"Старушка", между тем, прошла в шести десятых процента от… Со страху сама так и не решила, от чего. Но точно знала, что ей это очень не понравится. Представитель Австрийской партии свободы Норберт Хофер мог стать первым после войны националистом во главе европейской страны. Первым после Гитлера – как любили добавить его противники. Впрочем, в ведущих столицах Старого Света ему, наверное, простили бы и это, не угрожай он выходом из ЕС и пересмотром миграционной политики. И хотя поговаривали, что все это популизм и лишь ради предвыборного словца, Ван дер Беллен в любом случае выглядел гораздо более предсказуемым.
Профессор экономики, поклонник комиксов про Дональда Дака, сам дитя беженцев, в свои 72 – молодожен. Пользуется репутацией порядочного человека с хорошим чувством юмора. Возможно, у него есть и другие политические достоинства. Но победу ему принесло то, что ему несвойственно. Несистемность и отсутствие крайних взглядов. Хоть и наша песня, а как будто про него. "Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы"… Он дождался. И получил. Пост ему доставили по почте. Перевес в 31 тысячу 26 голосов профессору обеспечили бюллетени, присланные по старинке. Хотя до их подсчета Хофер"вез" ему более 3%.
Беллен выиграл практически по пенальти. Он грамотно сработал на контрасте и стереотипах. "Я был свидетелем того, как Австрия восстала из руин после Второй мировой войны, вызванной безумием национализма". Его главный предвыборный слоган казался слишком громоздким. Но он лишил его оппонента одного из ключевых преимуществ. Молодости. Что подавалось синонимом свежести и новизны. Однако получалось, что 45-летний Хофер, хоть и в сыновья ему годится, а мыслит устаревшими категориями той еще "Великой Германии". В демонизации ультраправых было, правда, что-то и от политического лукавства, они же на самом деле твердили о чистоте австрийской расы. Разве что Гитлера добрым словом не поминали. Но конкуренты это сделали за них.
Радикалы проиграли. Но станет ли Европе от этого спокойней? В Мюнхене уже разрешили такой же "Альтернативе для Германии" проводить свои собрания в той самой пивнушке, с которой все началось. Тоже ведь вышло не с первого раза. И даже в ее партийной аббревиатуре "АГ" кто-то очень настойчиво угадывает известные инициалы. Впрочем, это еще вопрос, кто у них в ЕС больший А.Г. Хотя для экс-мэра Лондона Бориса Джонсона это – не вопрос. "Евросоюз, – сказал он, – преследует те же цели, что и Адольф Гитлер, только иными средствами". А националисты ему очень помогают казаться спасением от реставрации фашизма.
Но избиратели Австрийской партии свободы никуда не исчезли. Они остались. Ждать своего часа. Впереди парламентские выборы. А у тех, кто побоялся Хофера сейчас, появилось время убедиться в том, что косметические перемены ни к чему не приводят. Тем более, если страна от-Беллена, пятна на ней теперь будут особенно бросаться в глаза.