Введенный на Украине запрет на экспорт древесины препятствует получению Киевом второго и третьего транша ЕС в размере 1,2 млрд евро, заявила заместитель министра экономического развития и торговли Украины – торговый представитель страны Наталья Микольская. По ее словам, устранение этого "раздражителя" в торговой сфере является необходимым условием для продолжения реализации на Украине третьей программы макрофинансовой помощи ЕС, а также для дальнейшей либерализации торговли с Европейским союзом.
В 2015 году Верховная рада приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт некоторых видов лесоматериалов, пиломатериалов и леса-кругляка – чтобы остановить вырубку лесов на Украине и поддержать отечественных обработчиков древесины.
Отмена запрета на экспорт леса вновь поставит их в сложное положение и нанесет ущерб украинским лесам, считает руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев.
"Видимо, ЕС добивается согласия Киева на вывоз с западной Украины в Европу буковых лесов. Это ценная древесина, она необходима для деревообрабатывающей, мебельной промышленности Запада. На этом зарабатывали предприятия Польши, Венгрии, Румынии, которые этот лес закупали и перерабатывали. Отмена запрета на экспорт леса, конечно, ставит в сложное положение аналогичную отрасль Украины, и вообще может нанести немалый ущерб украинским лесам. Но здесь ЕС диктует свои условия: как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку", – сказал Борис Шмелев в эфире радио Sputnik.
Это, по его мнению, типичный пример того, что ЕС разговаривает со своим клиентом – Украиной – с позиции силы.
"Но происходит то, что и должно было происходить. Потому что Брюссель исходит из интересов стран-членов ЕС, из интересов их экономического развития и потому требует от Украины, чтобы она действовала так, как удобно Брюсселю", – отметил экономист.
При этом Украине, считает Борис Шмелев, остается только подчиняться.
"У Украины в данной ситуации никакого особого выбора нет. Она крайне заинтересована получить деньги от Брюсселя, МВФ. С Россией она разругалась надолго, американцы больших денег не предоставляют. Поэтому Киеву ничего другого не остается, как подчиняться требованиям. Это жесткие правила игры, и Киев поставлен перед выбором: либо он делает, что от него требуют, либо денег не будет", – сказал экономист.