Автор Михаил Шейнкман
Курильские острова встретили визит японского премьера в Россию очередным землетрясением. Обычное дело. Здесь на это не реагируют. У них это случилось бы, даже останься он дома. Но сегодня он в Сочи. И, между прочим, тоже для того, чтобы сдвинуть пласты этой гряды. Желательно по направлению к Японии. Его приезд на Черное море, быть может, и не претендует на сейсмологическую отдачу в Тихом океане, но в известном смысле – толчок. По крайней мере, даже в Вашингтоне его почувствовали. Места себе не находят.
Хотя Синдзо Абэ, конечно, совсем не вдруг захотел, пусть немного, но побыть "в изоляции" с Владимиром Путиным. Другим-то можно. Ренци в Москву приезжал, Меркель с Олландом тоже. Обама всякий раз, как российского президента видит – спешит поговорить с ним. А премьер Японии – как наказанный. Белый дом запретил ему с Путиным водиться. А ведь Абэ в эту "великую войну миров" просто за компанию попал. Он вообще – не Запад. Его личная воля – он и об Украине знать бы не знал. Совсем не его география. Ему, как выяснилось, и НАТО не надо. Причем выяснилось как раз перед визитом в Сочи. В Японии умеют вовремя произвести впечатление.
Будто случайно стало известно, что в прошлом году Абэ не поддался на уговоры Меркель присоединиться к альянсу. Причины неизвестны. Может быть, здравый смысл? Та тоже хороша, словно забыла, чем обычно заканчивается военный союз Германии и Японии. А ему и помнить не надо. Для Токио это открытая тема. Мирный договор ведь с Москвой так и не подписан. Абэ же, между прочим, пришел во власть с обещанием если и не вернуть, как они их у себя называют, "северные территории", то хотя бы приблизить решение проблемы.
Этим, впрочем, занимались и до него. В Стране восходящего солнца никак не могут бросить эту вредную привычку. Как говорится, Курилы и будут "курилить". Но его предшественникам после "а" совсем не обязательно было объявлять "бэ". А у него-то сразу – Абэ. Вот только В.В. не хватает. Поэтому, собственно, он и в Сочи, чтобы вспомнить буквы и дух сотрудничества. Тем более, есть уважительная для западных коллег причина. В конце мая принимает у себя "семерку". Чем не повод поехать в гости на правах хозяина. Они же все равно на своих саммитах без Путина не обходятся – забыть не могут. Вот и он заранее обойтись без него не может.
Нельзя сказать, чтобы они уже бывали друзьями, но до известных событий их связывали вполне человеческие отношения. Абэ доказал это, когда презрел проамериканский бойкот и приехал на зимнюю Олимпиаду. Через год, правда, он уже был как все. От приглашения на День Победы отказался. Но теперь он снова в России. Вопреки давлению Вашингтона. Смело. Естественно, Абэ не настолько наивен, чтобы всерьез надеяться на то, что у нас оценят его мужество, например, островами. Но без встречи с Путиным он не смог бы даже заявить, что ситуация сдвинулась с мертвой точки.