1 мая 2016 года в России отметили сразу два праздника: православную Пасху и День весны и труда. В Москве с 1 по 8 мая по случаю Пасхи проходят мероприятия в московских храмах: хоровое пение, литературные чтения, выступления творческих коллективов. С 1 по 17 мая – XV Московский пасхальный фестиваль. В российской столице организованы девять концертов на лучших городских площадках. А по случаю Дня весны и труда на Красной площади прошло традиционное шествие профсоюзов и трудовых коллективов. Помимо этого, устроено более 200 различных мероприятий. Кроме того, с 22 апреля по 9 мая проходит фестиваль "Московская весна".
Из-за совпадения в 2016 году Пасхи и Дня весны и труда в обществе развернулась жаркая дискуссия о совместимости этих праздников. Как заявил в эфире радио-шоу "КомпАс" на Радио Спутник член Синодальной Библейско-богословской Комиссии РПЦ, философ, политолог, публицист, глава интеллектуального клуба "Катехон" Аркадий Малер, повода для полемики в принципе нет:
"В данной ситуации просто нет предмета для реакции или спекуляции, речь просто о календарном совпадении. Праздник Пасха, который является изменчивым, движется по календарю и в этот раз совпал с неизменным праздником 1 Мая. Это просто временное совпадение. Ну а дальше – каждый сам для себя, исходя из своего мировоззрения, решает вопрос, что ему делать в этот день. Для человека православного, который ночью пойдёт в храм на литургию и полностью её отстоит, или на следующий день пойдёт в храм, немыслимо сопрягать это с каким бы то ни было праздниками вообще. Тем более что 1 Мая имеет происхождение, прямо скажем, атеистическое. Если идёт речь о праздновании "Первомая" как социалистического праздника, то его отмечание вместе с Пасхой, с моей точки зрения, является просто грехом. Если это просто некий абстрактный праздник весны и труда, ни к чему не обязывающий, то никакого греха в этом нет".
В целом, в России отмечают множество праздников: и религиозные, и идеологические, и гражданские. Кроме того, все чаще поводом для народных гуляний становятся праздники "заимствованные", как День Святого Валентина или День Святого Патрика. Это говорит о многообразии российского общества и о том, что россияне просто любят праздновать, считает Аркадий Малер.
"Многообразие праздников – и светских, и религиозных – связано с очень простой причиной — желанием обычных людей как можно больше праздновать. Это естественно. Человек — существо слабое, нуждается в отдыхе. К тому же, наше современное общество — сложное и разно ориентированное. Но если это празднование ради празднования, то это плохо. Должен быть повод, празднование должно быть осмысленным. Нужно знать, по какому поводу "чокаемся". Если повод прикладывается к своему желанию отпраздновать, это, конечно, неправильно. Это связано еще и с коммерческой составляющей, так как для любого супермаркета это возможность как можно больше сбыть товара. В том числе это связано и с законным желанием любой государственной власти как-то развлечь и успокоить свой народ: лучше пусть празднует что-то, чем ходит на политические митинги".
По мнению Аркадия Малера, в будущем в целом в мире светские праздники будут "отмирать", а религиозные – возрождаться.