Использование Соединенными Штатами военной силы для распространения демократии в мире – заведомо провальная идея, от которой необходимо отказаться. Об этом заявил профессор факультета международных отношений Гарвардского университета Стивен Уолт.
В статье в журнале Foreign Policy он, в частности, пишет, что успешные демократические режимы не устанавливаются извне. И силовое воздействие в таких случаях обычно приводит к прямо противоположному результату.
Как альтернативу Уолт предлагает американским властям вдохновлять другие страны собственным примером. США гораздо лучше справятся с задачей продвижения демократии во всем мире, если будут соответствовать ее ценностям на своей территории, уверен профессор Гарварда.
До последнего времени Соединенные Штаты делали упор именно на силовую составляющую в "продвижении демократии" по американскому образцу. И инерция такого подхода все еще сильна, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев.
"Вехой в этом процессе стал развал СССР и социалистической системы. Тогда, по сути, США остались единственной сверхдержавой. И такой вот "пафос" охватил эту страну: навязать остальным странам мира свой порядок. Это и было в определенной степени сделано. С начала 90-х годов существовал так называемый "вашингтонский консенсус": что страны должны защищать права человека, проводить рыночную экономику, демократические выборы, либерализацию именно по американскому образцу. Но дело все в том, что даже такая мощная страна как США одна вынести бремя руководства или поддержки силовыми методами своих интересов во всем мире не может", – сказал Леонид Гусев в эфире радио Sputnik.
В последние десятилетия силовая политика американцев начала давать сбой за сбоем, считает он.
"Операция была в Афганистане в 2001 году, в 2003 – в Ираке. Но почему там не удержались американцы, почему Обаме пришлось выводить войска? Потому что громадные потери для американцев пошли. Нужны миллионы солдат, но их нет, как нет и возможностей, чтобы они там держались. Поэтому этот момент начал постепенно в Америке пересматриваться. Там ведь разные есть представители истеблишмента. Часть представителей Демократической партии оперируют таким понятием как "мягкая сила". Она как раз и предусматривает, что страна должна быть привлекательна не какими-то своими силовыми действиями и мощными армиями, а своими успехами в экономике, культуре, в развитии. И я думаю, что этот профессор Гарварда совершено правильные высказывает мысли", – отметил политолог.
Такие мысли, по его словам, озвучивают сейчас и влиятельные американские политики, включая кандидатов на президентский пост.
"Среди американских элитных групп появились сейчас те, кто ратует за сосредоточение на внутриамериканских интересах. Поэтому мы и видим то, что такой деятель, как Дональд Трамп уверенно идет вперед. И такая идея среди американских элит начинает преобладать, что "мы должны на себе сосредоточиться, а не навязывать что-то всему миру". Когда эта тенденция полностью возобладает, сказать пока сложно. Хотя мне кажется, что в течение ближайших лет это будет доминировать. Ведь даже такой стране как США трудно заявлять, что все вокруг, и на Ближнем Востоке, и в Африке, и в Латинской Америке, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе входит в зону ее национальных интересов. Можно же просто "надорваться"", – сказал Леонид Гусев.