Автор Павел Иванов
С каждым новым американо-европейским мероприятием на высшем уровне возникает все более устойчивое ощущение, что "счастливым браком" нынешние отношения США и ЕС не назовешь. Нет, конечно, до развода еще далеко, но период радужной романтики давно стал достоянием прошлого. Остался один холодный расчет. Причем в результате "равноправных отношений", как это декларируется на официальном уровне, всегда почему-то выигрывают США.
Европейское общество начинает роптать. Иногда попытки обрести хотя бы толику субъектности видны и со стороны истеблишмента. Возможно, именно с этим связано порой переходящее в раздражение недовольство Лондона попытками США повлиять на проблему членства Соединенного Королевства в Евросоюзе. В рамках своего турне Обама перед Германией посетил Туманный Альбион. А накануне визита появилась статья, в которой американский президент предупредил британцев, что за развод с объединенной Европой они заплатят высокую цену. Также он потребовал, чтобы Лондон вносил более "справедливый" вклад в бюджет НАТО, то есть призвал раскошелиться. В результате сотня членов британского парламента обратились к нему с письмом, напомнив о недопустимости вмешательства во внутренние дела союзников.
Внезапно неуверенный голос подала и Ангела Меркель, хотя от нее этого ожидать можно было в последнюю очередь. Так, на аналогичное требование к Берлину усилить финансирование НАТО и присутствие в Восточной Европе канцлер ответила, что бундесвер, мол, и так делает все необходимое. Правда, при этом Германия тратит на оборонные цели не 2% ВВП, как того требует Вашингтон, а вдвое меньше. Впрочем, Меркель пообещала исправиться.
Наконец, на фоне обычных ритуальных заявлений о российской угрозе и необходимости решить проблему беженцев президент США призвал инвестировать в его страну и выступил за скорейшее подписание договора о трансатлантическом партнерстве с Евросоюзом. В этом вопросе он тоже находит понимание далеко не у всех европейцев. Накануне визита Обамы в Ганновер там прошли многотысячные выступления против этого проекта. Который, как считают многие специалисты, окончательно закабалит Европу и сделает ее фатально зависимой от США уже не только в политическом, но и экономическом смысле. Крупнейшие корпорации, за которыми стоят американские магнаты и колоссальные производственные мощности в Китае и других странах, получат эксклюзивные и неограниченные права на европейском рынке.
Не случайно Барак Обама в Германии заявил и о том, что санкции против России продлятся, пока она не перестанет, как он выразился, запугивать соседей, и не начнет выполнять Минские соглашения. Тем самым он фактически указывал своим неформальным подчиненным в лице европейских лидеров, что нынешний тренд коллективного Запада, который формирует Вашингтон, будет сохранен. Между тем французский парламент впервые намерен обсудить отмену антироссийских ограничений, а итальянский премьер заявил, что хочет попросить Владимира Путина отменить продовольственное эмбарго. Маттео Ренци, конечно, приехал в Ганновер и встретился там с Обамой, как и остальные его ключевые коллеги из Старого Света. Но, похоже, без особого рвения.
Можно, конечно, сказать, что недовольство европейских политиков похоже на бунт в детском саду против "плохого воспитателя", и пока этого воспитателя никто полномочий не лишал. Тем не менее, тенденция "ослушания" налицо. Понятно, что нынешний вояж Обамы – его функциональная обязанность, и посещает он ближайших союзников США не как гражданин этой страны, а как элемент системы. Так сказать, передает "эстафетную палочку" 45-президенту Америки и обозначает ключевые точки дальнейшего движения коллективного Запада. Но получается это как-то вяло и порой чисто формально. Драйва все меньше, инерции – все больше.