Автор Михаил Шейнкман
Интрига президентских выборов в Австрии продержится до 22 мая. Но и сейчас понятно, что как прежде здесь уже не будет. Впервые после войны не у дел оказались ставленники ведущих партий – социал-демократы и консерваторы. На двоих их кандидаты в первом туре набрали столько же, сколько экс-главный у "зеленых", а ныне независимый Александр Ван дер Беллен. А ведь он с 21% – только второй. Норберт Хофер, кандидат от националистической партии Свободы и восходящая звезда, пожалуй, даже европейской политики – взял свыше 35%.
Для Старого Света это теперь не сенсация. За последнюю пару лет он имел возможность приспособиться к локальным успехам евроскептиков. Однако этот может оказаться самым громким. Так близко, и, что самое важное, необратимо к управлению государством до Хофера еще никто из подобных ему в иных странах ЕС не подбирался. Хотя Австрия одна из немногих в Евросоюзе пыталась и в навязанных обстоятельствах оставаться самой собой. Она, по сути, возглавила на Западе фронду. В числе первых из-за беженцев ввела контроль на границе, практически отменив Шенген. Вошла в группу государств, выступающих против антироссийских санкций.
Президент Фишер даже в Москву летал, чтобы лично засвидетельствовать Путину свое почтение. Рассчитывал ли таким образом сыграть на рейтинг своего преемника – неизвестно. Но ни его социал-демократам, ни их партнерам по власти – "народникам"– это не помогло. Их усилия австрийцы посчитали недостаточными. Или, как и сами эти партии, слишком традиционными. Родина вальсов предпочла деятелей, исповедующих принцип очищения. Один – расы, другой – окружающей среды, но оба – за очищение политики от "вредных" примесей и привычек.
Хофер называет лимиты на беженцев бессмысленными. Выступает против разделительных линий между Европой и Россией. Требует немедленной отмены санкций, введенных, как он уверяет, под влиянием США и во вред Австрии с ЕС. Ван дер Беллен, по его словам, сам – "дитя миграции": у него русские корни. В 1917 семья сбежала "от большевиков" в Германию, затем перебралась в Вену. По его мнению, без Москвы невозможно справиться с международными конфликтами и изменением климата.
Хоферу – 45, Ван дер Беллену – 72. Теперь они в очном поединке разберутся, кто из них совсем "зеленый". Для второго тура их результаты – это почти ничья. Там все одно – начинать с нуля. За Ван дер Белленом – политический опыт. Но именно от него Австрия, по сути, и готова отказаться. За Хофером – точное попадание в общественный тренд. Пока не все здесь готовы честно признаться себе в том, что они – такие же, как он. Но их отрицание шаблонов – это и есть признак уже не только национальной, но националистической идентичности.
Согласно австрийской конституции, федеральный президент наделен ограниченными, в основном представительскими полномочиями. Но даже их хватит, чтобы представить, как может отозваться победа Хофера. Его не отправишь под сукно, как Нидерланды – результаты референдума. А там ведь и 2017: парламентские выборы в ФРГ, президентская кампания во Франции. И "Альтернатива для Германии", и неудержимая Марин Ле Пен, если что, сумеют развить успех партии Свободы Австрии у себя. В любом случае, Европа получила укол в Вену. Осталось дождаться, когда он подействует, чтобы понять – это только прививка свободы или заражение.