Ведущие западные СМИ пристально следили за "прямой линией" Владимира Путина, многие из них вели онлайн-трансляцию мероприятия. Большинство изданий сочло, что в этом году "прямая линия" с президентом была призвана "успокоить" россиян, озабоченных состоянием экономики. Так, немецкое издание Tagesspiegel назвало "прямую линию" с президентом "телешоу, которое призвано служить отдушиной для многих россиян – они должны излить свой гнев". The Guardian отметила важность мероприятия для простых россиян и написала, что "прямая линия" заставляет чиновников "дрожать от страха".
"Формат восходит к традициям Российской империи, когда крестьяне обращались к царю с прошениями", – уверяет International Business Times. После жалоб, высказанных в ходе "прямой линии", местные чиновники тут же начинали рапортовать о починке дорог, а следователи – заводить уголовные дела, говорится в статье.
Крупный немецкий телеканал ARD счел, что Путину не задавали "неприятные вопросы". По мнению корреспондента Биргит Вирних, президента не спрашивали ни о конфликте на Украине, ни о деле Надежды Савченко. Журналист при этом не упомянула, что Владимир Путин ответил на вопрос о выполнении Минских соглашений и сообщил о переговорах относительно украинской летчицы.
Большая часть статей в зарубежных изданиях была посвящена проблемам внешней политики, затронутым в ходе "прямой линии". Газета USA Today написала в заголовке, что Путин "обрушился с критикой на имперские амбиции" США, а Daily Mail подчеркнула, что российский президент "не смог воздержаться от замечания в адрес Барака Обамы относительно его ошибок в Ливии". Между тем, австрийская Die Presse написала о "примирительных интонациях" в заявлениях Владимира Путина.
Политолог, журналист Юрий Светов в эфире радио Sputnik отметил, что для мирового сообщества и СМИ, прежде всего, важно, как Россия реагирует на внешние вызовы.
"Я лично воспринимаю эту "прямую линию" как своеобразное общероссийское "профсоюзное собрание", на котором страна сверяет свое видение ситуации, обсуждает то, что больше всего ее волнует. Для нас, конечно, были важны вопросы экономики, и достаточно остро спрашивали президента об этих проблемах. А для остального мира важно понимание, как Россия реагирует на внешние вызовы. Тем более, что наша политика аккуратно меняется – от некоей замкнутости внутри границ мы начали выдвигать свои решения внешнеполитических проблем. И, конечно, Сирия – это рубеж, после которого стало понятно, что Россия будет более активно вмешиваться в то, что происходит в окружающем мире. Таким странам, как Польша, Прибалтика, все мерещится непременно наше вооруженное нападение. А здесь на "прямой линии" президент говорил о несколько других вещах. Думаю, что на реакцию западных СМИ наложилась еще и история вокруг американского эсминца "Дональд Кук", который уже второй раз вступает "во взаимодействие" с нашей авиацией", – сказал Юрий Светов.
По его словам, Запад постоянно хочет найти в действиях России проявление неких "имперских амбиций".
"Крики о том, что мы стремимся возродить то ли Российскую империю, то ли Советский Союз, уже традиционны после знаменитой мюнхенской речи Путина 2007 года. И отсюда постоянно возникает попытка анализа только с этой точки зрения: есть у нас имперские амбиции или нет. То, что у нас есть интересы в окружающем нас мире, прежде всего в том, что называется "ближнее зарубежье", это ведь все время отторгается. Несколько раз (президент США) Барак Обама напрямую говорил: мы не признаем того, что у России есть какие-то интересы в окружающем ее мире. Об этом говорила и (бывший госсекретарь, претендент на пост президента США) Хиллари Клинтон. Но у нас есть такие интересы, и мы будем на взаимовыгодной основе их решать", – отметил политолог.
И Западу, по его словам, все больше приходится считаться с тем, что РФ собирается отстаивать свои интересы.
"Вообще, сильная Россия мало кому нравится. Но, думаю, какие-то подвижки есть. Готовится сессия НАТО-Россия. Пусть она пока на уровне послов, но, тем не менее, это есть. Мы слышали высказывания министра иностранных дел Германии (Франка-Вальтера) Штайнмайера о том, что без России не решить кризисные проблемы в мире. Это тоже не нравится. Отсюда и разговоры, которые так и будут продолжаться, о наших имперских амбициях. Ну что ж, мы своей величиной, своим местом в мире, будем все равно заявлять о своих интересах. Именно об этом говорил президент", – заключил Юрий Светов.