Автор Михаил Шейнкман
Ему прочили большой путь, а его "сгубили" какие-то сто километров. Правда, еще и сто миллионов долларов. Это цена автомагистрали Балыкчи-Корумду. Отрезок в районе Иссык-Куля стал для Темира Сариева его дорогой разочарований. Ею он и ушел из премьерского кабинета. И хотя считалось, что на этом посту сделал больше, чем все его предшественники за пятилетку, даже президент Атамбаев уговаривать не стал. Подписал добровольную отставку мгновенно. В конце концов, для Киргизии после революции 2010 – это же обычное дело. В ней премьеры дольше года-полутора не задерживаются.
А ведь еще в прошлом мае, когда его утверждали, казалось, что Сариев точно будет исключением. И после того, как его переназначили вслед за парламентской кампанией, уже практически никто не сомневался, что до президентских выборов 2017 он – как минимум. Пусть не архитектор пристройки к ЕАЭС, но совершенно точно – ее дизайнер, Сариев сделал все, чтобы вхождение Киргизии в единое экономическое пространство было по возможности мягким и безболезненным. А главное, чтобы оно было. В результате, какой-никакой экономический прирост. С Атамбаевым полное взаимопонимание, с Россией – тоже.
Но злополучный тендер на строительство курортной трассы скосил его "трассирующими" обвинениями. Причем премьера убрали его же оружием. Он сам затеял правительственный аудит победы в конкурсе китайской корпорации "Лонг Хай". В итоге скандал получился совсем не "лонг", но "хай" поднялся показательный. Обвиненный в лоббировании китайских интересов министр транспорта Малабаев ответил премьеру в стиле "сам такой". Наспех сколоченная депутатская комиссия неожиданно собралась в нерабочую субботу и решила добиваться отставки Сариева за "грубое нарушение закона".
В горячке как-то упустили, что ее инициатор, лидер партии "Кыргызстан" Канат Исаев, лицо заинтересованное: имеет отношение к компании "Империя групп", что тоже претендовала на победу в тендере. И побороться бы Сариеву, коль чувствовал правоту. Но он ушел. Как сказал, из-за того, что "атмосфера лжи, интриг и сплетен фактически парализовала правительство", а у него "нет ни времени, ни намерения играть в грязные политические игры". Теперь, надо полагать, есть. Хотя бы время. Он хлопнул дверьми так, что сорвал их с петель, чтобы все увидели: без него это уже не кабинет, а проходной двор.
На самом деле, оппонентам было, за что его невзлюбить. Он стал слишком заметным и опасно популярным. Такими темпами к президентским выборам он и вовсе мог оказаться вне конкуренции. Тем более, Атамбаев, хоть и отказался публично подыскивать себе преемника, но именно главе кабмина предоставил свободу действий. А тут такой шикарный повод закатать его в асфальт сомнительной дорожной сделки. Впрочем, не будь ее, противники Сариева все равно нашли бы, к чему придраться. После апрельской революции вот уже шесть лет, как в любом формате правящей коалиции всегда есть место неудовлетворенным амбициям, а значит – конфликту.
В таком "кругу друзей" нужно только дождаться удобного случая. Матерый политический боец, участник двух переворотов, Сариев понял, что ему все равно не дадут работать, а потому решил, что дорожные споры – последнее дело. Нет дыма без огня, скорее всего, подумают избиратели. Но зато уже не узнают об этом наверняка. Сариев предпочел статус свободного художника, чтобы со стороны наблюдать за тем, как его враги будут разрушать все то, что он не успел продолжить. Его карьера, конечно, отброшена на сто скандальных километров назад. Но с его-то чутьем, как говорится, и триста верст – не крюк.