Автор Светлана Калмыкова
Террористы, которые устроили взрывы в Брюсселе, изначально планировали новую атаку во Франции. Причем она должна была стать еще более кровавой, чем парижские теракты 13 ноября. Об этом заявили в прокуратуре Бельгии, ссылаясь на показания Мохаммеда Абрини. Он был арестован в конце прошлой неделе и уже признал, что он – тот самый "человек в шляпе", который вместе с другими террористами попал в объектив камеры видеонаблюдения в брюссельском аэропорту.
Кстати, в ноябре прошлого года другая камера зафиксировала Абрини за рулем автомобиля вместе с одним из организаторов парижских терактов Салахом Абдесламом, который был арестован ранее. Как оказалось, они друзья детства, оба выросли в брюссельском районе Моленбек, который уже называют "гнездом терроризма" в Европе.
Выходцы из Моленбека и раньше обвинялись в связях с международной преступностью. Так, один из организаторов взрывов в Мадриде в марте 2004 года проживал в этом районе бельгийской столицы. Правда, тогда на это не обратили внимание. Как, собственно, и на то, как стремительно радикализировалась не только Бельгия, но и вся Европа.
По данным спецслужб, 10 лет назад, в эпоху расцвета "Аль-Каиды", насчитывалось порядка ста европейцев, которые поддерживали экстремистов. Сегодня, как считается, запрещенной в ряде стран, в том числе и России группировке "Исламское государство" симпатизирует от 10 до 15 тысяч европейцев. Более того, от 6 до 7 тысяч граждан ЕС воюют на стороне джихадистов. И Бельгия стала своего рода рекордсменом. Глава бельгийского МВД Ян Ямбон заявил, что более 500 бельгийцев воюют в рядах "Исламского государства". Порядка 130, получив боевой опыт, вернулись на родину. Однако их дальнейшая судьба неизвестна. И это вызывает беспокойство, признал министр.
Бельгийские следователи полагают, что показания Абдеслама, Абрини и их сообщников помогут раскрыть планы террористов "Исламского государства" в Европе. Однако победу праздновать рано. Есть все основания полагать, что ячейка в районе Моленбек – далеко не единственная в европейской структуре этой террористической сети. И о других ячейках выходцы из Моленбека могут просто не знать. Логично будет предположить, что образовавшуюся прореху сеть постарается заделать как можно скорее. Поэтому европейским спецслужбам предстоит работать на опережение.