Автор Павел Иванов
Запад деятельно и не безрезультатно ищет любую формальную или неформальную зацепку, чтобы выставить Россию, Китай и других важных международных игроков, предлагающих альтернативную американской повестку, в невыгодном свете. Сделать из них источники "повышенной опасности" во всех без исключения областях, и, разумеется, для всего человечества. На сей раз Москву и Пекин обвиняют в неготовности заключить некий договор о кодексе поведения для ответственных стран с космическими возможностями.
Соответствующие критические публикации появились в западной прессе. Документ разработан аналитическим Центром Стимсона в США при активном участии Евросоюза и формально направлен на предотвращение глобальных конфликтов между крупными державами. Между тем подобный договор предлагается заключить в обход ООН, что категорически не приемлют российская и китайская стороны. В связи с этим звучит прозрачный намек на то, что именно Россия и КНР, наращивая свои военно-космические возможности, становятся причиной третьей волны космической гонки вооружений. При этом, как раз США – и это принципиальный момент – в 2001 году, в одностороннем порядке выйдя из договора по ПРО, фактически, а не виртуально спровоцировали наращивание военных усилий в космосе.
Теперь же, по сути, Вашингтон предлагает заключить очередной сомнительный "междусобойчик", игнорируя главенствующую роль Организации Объединенных Наций в международных делах, тем более, космического – в прямом смысле слова – масштаба. И остается непонятным, что удивляет американцев в позиции Москвы и Пекина, возражающих против такого подхода и постоянно подчеркивающих ту простую мысль, что играть надо по правилам. Весь мир прекрасно знает, чем заканчивались для других стран многочисленные военные инициативы США, плевать хотевших на необходимые в таких случаях резолюции ООН. Развалом государственности, большой кровью и длительным хаосом. И каждый раз, когда американские бомбардировщики в своем стальном чреве "несли демократию" в то или иное государство, делалось это под очень убедительным и благородным предлогом. То же самое, похоже, и с космической сферой. Формально обвиняя Россию и Китай в нежелании заключить договор о кодексе поведения в околоземном пространстве, США навязывают правила, прежде всего, своей, а не какой бы то ни было иной игры. Сложно себе представить, что этот документ в период обострения отношений Вашингтона и с Москвой, и с Пекином, будет учитывать интересы американских визави.
Скорее, наоборот, он как раз направлен на ограничение возможностей России и Китая. Иначе, зачем его вообще изобретать при наличии других международных соглашений, регулирующих эту сферу? Вряд ли из соображений отеческой заботы о жителях планеты Земля. Между тем, американцам было бы нелишним подумать о своей собственной милитаризации, которая несет миру не меньшую, а может быть, и гораздо большую угрозу, чем какая-нибудь ядерная программа КНДР. Военный бюджет США лишь чуть-чуть не дотягивает до 600 млрд долларов – фантастической суммы, превышающей суммарные расходы чуть ли не всех других сильнейших армий мира. И далеко не последняя статья в этих затратах – это как раз военные космические технологии. Американцы, конечно, хотели бы в этой сфере чувствовать себя вольготно и работать без оглядки на конкурентов, которые дышат в затылок. Для этого и изобретают все новые и новые "формулы сотрудничества", выгодные для них самих. Только вряд ли они найдут понимание: репутация у США очень уж спорная.
Любопытная деталь: всего в мире насчитывается 21 действующий космический полигон. Россия сегодня по количеству стартовых космических площадок занимает второе место после США. С учетом ввода космодрома "Восточный" позиции двух стран количественно сравняются. И это не может не раздражать Вашингтон. Так что инициативы в области космоса скоро посыплются как из рога изобилия.