Первого апреля отмечался День Смеха. Чувство юмора отнюдь не чуждо и "сильным мира сего" – политикам и дипломатам. Известно, что пошутить любят и президент России Владимир Путин, и глава МИД РФ Сергей Лавров, и официальный представитель дипведомства Мария Захарова. С другой стороны, есть и те, кто шуток не понимает: например, руководство Турции. МИД страны вызвал посла Германии в связи с сатирой на президента Тайипа Эрдогана на немецком телевидении. Причиной дипломатического скандала стала сатирическая передача Extra-3. Частью программы была двухминутная песня про турецкого лидера, в тексте которой высмеивается любовь Эрдогана к роскоши, а также осуждаются нападки на свободу слова в стране.
Шутки, ирония и юмор стали неотъемлемыми атрибутами большой политики, рассказал в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik политолог, профессор Высшей школы экономики, известный блогер Олег Матвейчев. И это, по его словам, полностью заслуга России:
"Мы этот тренд задали. Ведь, на самом деле, отношения были скучные между всеми странами, никто не отваживался. В основном был канцелярский, дипломатический язык, абсолютно протокольный, скучный. И то, что мы перешли на живой язык – это большое достижение. Я раньше часто критиковал наш МИД и вообще наш документооборот за канцелярщину, когда работал в администрации президента. Я с этим сталкивался, в том числе, и в архивах, видел бумаги прежней поры. Скажем, при Сталине – не говорю, что в данном случае это образец, но в то время документы писались открытым русским языком. Иногда приписки и резолюции были, типа, "сволочь", или еще что-то похожее. Люди что думали, то и писали. А вот при Хрущеве произошла, скажем так, "кастрация языка": сделали несколько десятков отточенных формулировок, которыми исчерпывалось все. Типа, "ваше предложение рассмотрено". С этого должен был начаться документ. Или: "ведомство работает над этим проектом, ответ получите в такое-то время"… По факту, было запрещено другим то, что сами себе позволяли, чтобы конкуренции не было".
Политические шутки – это, как правило, импровизация, а не "домашняя заготовка", отмечает Олег Матвейчев. Они становятся афоризмами, быстро расходятся по СМИ и интернету, привлекают внимание людей намного лучше, чем обычные заявления. Это привлекает внимание к России, и многим это не нравится, сказал политолог.
"Сейчас США и Турция воплощают собой фигуры господ мира. Пусть даже только в своем собственном воображении Эрдоган является господином какой-то мифической Османской империи, которая у него в голове, но, тем не менее, он ведет себя соответствующим образом. Россия в этих обстоятельствах выступает в роли детей-хулиганов, которые оспаривают власть отца. Когда мы троллим, оказываемся не в положении нового отца, но вызываем протест, показываем определенные "фиги". Ведь открыто какие-то вещи мы реально сказать не можем. Зато мы можем иронизировать, делать вылазки, можем подшучивать, поднять на смех. И у России это очень хорошо получается. Весь мир смеется. Европейцы, например, очень ценят это. Смеховая культура в Европе очень развита. Им очень нравится и поведение наших дипломатов, и шутки Путина, которые очень хорошо расходятся. И поэтому, конечно, симпатий европейцев больше на стороне нашего президента. Даже те, кто его не любят, считают, что им нужен такой же", – сказал Олег Матвейчев.
Слушайте полную версию выпуска радио-шоу "КомпАс" >>