Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснил отказ Владимира Путина от участия в "ядерном" саммите в Вашингтоне дефицитом взаимодействия по этой тематике в ходе предварительной подготовки.
Он отметил, что существует "определенный дефицит взаимодействия" в рамках подготовки саммита. При этом в Москве считают, что вопрос ядерной безопасности требует "общих и совместных усилий и взаимного учета интересов и позиций в ходе предварительной работы".
Ранее заместитель помощника президента США Бен Родс заявил, что Россия изолировала себя от обсуждения ядерной безопасности, отказавшись от участия в саммите. В российском МИД это заявление назвали политизированным. Также дипломаты заявили, что "политическая повестка саммитов давно исчерпана", а обсуждения носят очень специальный характер, который может обсуждаться лишь в кругах физиков-ядерщиков, спецслужб и инженеров и не требует переговоров на высшем уровне.
Саммит по ядерной безопасности пройдет в Вашингтоне с 31 марта по 1 апреля. В нем примут участие более 50 государств. Основной темой обсуждения станет борьба с ядерным терроризмом.
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин в эфире радио Sputnik обратил внимание на то, что США до сих пор не ратифицировали договор о запрете ядерных испытаний. Поэтому заявления в адрес России, подобные высказанному Беном Родсом, он считает необоснованными.
"Дмитрий Песков очень деликатно сказал о "дефиците взаимодействия". Я бы сказал более резко – это дефицит доверия к нашим партнерам по ядерной проблематике, в первую очередь к Соединенным Штатам. Потому что именно они нарушают все принципы ядерной безопасности. Самый простой пример – они до сих пор не ратифицировали договор о запрете испытаний ядерного оружия во всех сферах. Это единственная страна из пятерки ведущих ядерных держав, которая не ратифицировала договор, оставив за собой право проводить ядерные испытания. Россия давно подписала этот документ, и говорить о том, что ей надо что-то делать, когда вы сами не ратифицируете основополагающий документ, связанный с ядерной безопасностью – как-то странно", – сказал Виктор Литовкин в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что США упрекают Россию в якобы нежелании проводить переговоры о сокращении ядерного оружия. Однако в реальности дело обстоит иначе.
"США упрекают Россию в том, что она не хочет проводить переговоры о сокращении тактического ядерного оружия. Однако Россия готова проводить такие переговоры, но при этом она требует, чтобы все тактическое ядерное оружие находилось на собственной территории переговорщиков. А США хранят в ряде стран Европы 200 ядерных бомб свободного падения и модернизируют их. Самолеты, способные доставлять их к целям, несут боевое дежурство на базах под Шяуляем и Таллином. А это от 10 до 20 минут лета до российских промышленных центров и крупных городов. Если вы хотите договариваться о чем-то, то выведите тактическое ядерное оружие на свою территорию, как это сделано в России", – сказал военный эксперт.
В целом он считает вполне логичным решение российской стороны отказаться от участия в "ядерном" саммите.
"Зачем мы поедем туда? Опять выслушивать нотации от людей, которые сами нарушают все принципы ядерной безопасности и поучают МАГАТЭ, как ей себя вести по отношению к Ирану или России? Они закрывают глаза на то, что союзник США Израиль имеет ядерное оружие, и ни слова об этом не говорят. А говорят о Северной Корее, у которой есть какие-то ядерные взрывные устройства, но никто толком не знает, какие именно. Идет лицемерная политика – все должно быть сделано в угоду США. Но США хоть и считают себя исключительным государством, они не первые среди равных, они равные с другими государствами. Но если США не хотят этого признавать, то разговаривать с ними не о чем", – заключил Виктор Литовкин.