Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что в ходе визита в США планирует встретиться со своим американским коллегой Бараком Обамой.
"Я проведу встречи со многими лидерами. Встреча с Обамой запланирована, мои помощники работают над этим", – сказал Эрдоган журналистам в аэропорту перед вылетом в Вашингтон.
Визит Эрдогана в США продлится до 2 апреля. Он примет участие в саммите по атомной безопасности, который пройдет с 31 марта по 1 апреля в Вашингтоне.
Ранее газета The Wall Street Journal сообщила, что "у президента США нет планов формальной встречи один на один с турецким партнером". Кроме того, Обама отклонил запрос Эрдогана "вместе участвовать в открытии мечети, строительство которой финансировала Турция".
Публицист и политолог, главный редактор журнала "Информпространство" Евгений Бень в эфире радио Sputnik обратил внимание на формулировку The Wall Street Journal по поводу визита Эрдогана.
"Вообще, симптоматична формулировка, которую приводит The Wall Street Journal. А полностью она такая – у президента США нет планов формальной встречи один на один с турецким партнером, который является жизненно важным союзником в борьбе с ИГИЛ. Но сегодняшняя политика, и мы с этим сталкиваемся каждодневно, в известной мере говорит "эзоповым языком". А что означает "жизненно важный союзник в борьбе с ИГИЛ" в переводе на общечеловеческий? Это означает, что это союзник по смещению (президента Сирии) Башара Асада и по использованию для этого ИГИЛ, а в перспективе – по сдерживанию ИГИЛ. А в самой дальней перспективе, когда ИГИЛ будет уже не нужен, то и в его уничтожении. Так что получается, что единственное, в чем американская и турецкая внешнеполитические доктрины совпали, это в так называемой "борьбе с ИГИЛ". Но после того, как освобождена Пальмира, после оглушительных успехов российских ВКС, эта точка соприкосновения расшатана и уже неперспективна", – считает Евгений Бень.
По его словам, в других важнейших вопросах взаимодействия между Вашингтоном и Анкарой согласия не наблюдается.
"Что касается основной диспозиции, то американо-турецкие отношения претерпевают глубокий кризис. На сегодняшний день камень преткновения – это курды. Турки усиливают репрессии против РПК (Рабочей партии Курдистана – ред.), курдского освободительного движения и требуют, чтобы США признали курдов сепаратистами. А США ничего не остается, как в ближайшей и дальней перспективе пытаться ставить на курдов. Потому что здесь уже Россия играет на опережение. И понятно, что по курдскому вопросу Эрдоган постоянно пытается давить на Белый дом. И здесь у них единой точки зрения нет и быть не может. Поскольку если США здесь пойдут на поводу у Турции, то совсем растеряют очки в ближневосточном регионе", – сказал политолог.
Еще один камень преткновения между Анкарой и Вашингтоном, по его мнению, это нефть.
"Следующая тема, где совершенно не совпадают США и Турция на сегодняшний день – это нефть. Потому что Анкара совершенно откровенно вместе с Саудовской Аравией играет на понижение цен и передвижение по миру демпинговой нефти. А США планируют дальнейшую разработку сланцевой нефти, что при падении цен становится неперспективным", – отметил политолог.
И этот список, по его словам, можно продолжить.
"Еще одна тема, по которой они не могут найти общий язык, это то, что Турция, вольно или невольно, участвует в расшатывании финансовой системы, в основе которой лежит экономика США. Имеется в виду и движение через территорию Турции ценностей, награбленных в Сирии и Ираке, и косвенное потворство "черной" экономике, которую создают внутри себя не только ИГИЛ, но и другие террористические организации, и пытаются экспортировать за пределы Ближнего Востока. Или взять ситуацию с беженцами – здесь тоже все наперекосяк, потому что та политика, которую проводит Турция, заполняя Европу беженцами, сказывается на авторитете США. Поскольку именно США стоят у истоков дестабилизации на Ближнем Востоке, и обострение "европейской ситуации" бросает тень на Соединенные Штаты", – заключил Евгений Бень.