Несмотря на решение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) открыть над Крымом две авиатрассы под контролем украинских диспетчеров, у авиакомпаний нет уверенности, что на этих маршрутах им ничего не угрожает, заявил "Коммерсанту" глава Международной организации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер.
"Несмотря на решение EASA, у авиакомпаний до сих пор нет уверенности в том, что на этих трассах их рейсам ничего не угрожает. EASA не является главенствующим ведомством в решении вопроса. Главным приоритетом авиакомпаний остается безопасность", – заявил Тайлер.
По его словам, на днях состоится общая встреча с участием IATA под эгидой ICAO, которая является главной стороной в решении этого вопроса. "IATA будет настаивать на том, чтобы все стороны отнеслись практично к выработке решения, поскольку полеты над Крымом также и политически острый вопрос", – отметил Тайлер.
После присоединения Крыма к России Евроконтроль потребовал от иностранных авиакомпаний летать в обход большей части акватории Черного моря. Перевозчики начали летать ближе к Турции и Болгарии, воздушные коридоры которых переполнены и контролируются авиадиспетчерами этих стран. Облет Крыма в среднем увеличивает время полета на 30-40 минут.
В феврале газета Wall Street Journal со ссылкой на EASA распространило информацию для авиаперевозчиков, согласно которой полеты над Крымом могут быть возобновлены. По данным издания, EASA рекомендовало авиакомпаниям использовать два маршрута в районе Симферополя, но предложило авиакомпаниям ЕС выполнять полеты под контролем украинских диспетчеров. Российская сторона не согласовывала заявление EASA и не планирует передавать управление воздушным движением в районе Симферополя украинским диспетчерам.
Политолог, заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым, руководитель фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" в Крымском федеральном округе Александр Форманчук положительно расценивает сам факт того, что IATA был поднят вопрос о безопасности полетов над Крымом.
"Я этому обстоятельству очень рад, я его искренне приветствую. И достаточно оптимистично смотрю на то, что это будет реализовано. Что касается передачи полномочий российским диспетчерам, то я думаю, это вопрос поиска отдельного компромисса. Я убежден, что в этом плане будут переговоры. И мне кажется, что на сегодня достаточно благоприятные перспективы в достижении такого компромисса", – сказал Александр Форманчук в эфире радио Sputnik.
При этом он отметил, что все больше жителей Запада начинают признавать Крым российским.
"Все последние изучения общественного мнения в мире, странах ЕС говорят о том, что пора бы уже прекращать санкции против России и против Крыма. Даже в таких крупных странах, как Германия, Франция не менее трети населения считают Крым российским. Два года, прошедшие со времени возвращения Крыма в состав России, не прошли бесследно. Идет погружение в новые исторические реалии. А реалии эти заставляют все больше людей рассуждать так же, как и руководство IATA", – считает Александр Форманчук.
И, по его мнению, инициативы, подобные высказанным IATA, будут неединственными, несмотря на то, что антироссийская истерия вряд ли в ближайшее время окончательно сойдет на нет.
"Конечно, мы будем свидетелями еще не одного всплеска антироссийской истерии. Мы все понимаем, в каком латентном состоянии находится проблема юго-востока, она наверняка будет обостряться по вине украинской стороны, которая зашла в тупик. Но в тотальной блокаде при помощи санкций, которая была в начале, все больше образуется брешей. Поэтому мне кажется, что такого рода инициативы, которые мы сегодня обсуждаем, становятся неизбежными. И они будут неединственными", – заключил Александр Форманчук.