Несмотря на решение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) открыть над Крымом две авиатрассы под контролем украинских диспетчеров, у авиакомпаний нет уверенности, что на этих маршрутах им ничего не угрожает, заявил "Коммерсанту" глава Международной организации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер.
"Несмотря на решение EASA, у авиакомпаний до сих пор нет уверенности в том, что на этих трассах их рейсам ничего не угрожает. EASA не является главенствующим ведомством в решении вопроса. Главным приоритетом авиакомпаний остается безопасность", – заявил Тайлер.
По его словам, на днях состоится общая встреча с участием IATA под эгидой ICAO, которая является главной стороной в решении этого вопроса. "IATA будет настаивать на том, чтобы все стороны отнеслись практично к выработке решения, поскольку полеты над Крымом также и политически острый вопрос", – отметил Тайлер.
После присоединения Крыма к России Евроконтроль потребовал от иностранных авиакомпаний летать в обход большей части акватории Черного моря. Перевозчики начали летать ближе к Турции и Болгарии, воздушные коридоры которых переполнены и контролируются авиадиспетчерами этих стран. Облет Крыма в среднем увеличивает время полета на 30-40 минут.
В феврале газета Wall Street Journal со ссылкой на EASA распространило информацию для авиаперевозчиков, согласно которой полеты над Крымом могут быть возобновлены. По данным издания, EASA рекомендовало авиакомпаниям использовать два маршрута в районе Симферополя, но предложило авиакомпаниям ЕС выполнять полеты под контролем украинских диспетчеров. Российская сторона не согласовывала заявление EASA и не планирует передавать управление воздушным движением в районе Симферополя украинским диспетчерам.
Заместитель главного редактора журнала "Арсенал Отечества", эксперт в области авиации Дмитрий Дрозденко считает вполне обоснованными опасения авиакомпаний использовать авиатрассы над Крымом, находящиеся под контролем украинских диспетчеров.
"Во-первых, это трезвомыслящие люди. Ведь кроме гражданской системы управления, есть еще и военная система – средства ПВО. А самое главное – это то, что информация будет перетекать не очень достоверная. Фактически гаишник, который должен регулировать движение на перекрестке, будет находиться в соседнем городе. Он же ничего регулировать не сможет", – сказал Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik.
При этом разрешение полетов над Черным морем, по его мнению, было только "первой ласточкой".
"Фактически все возвращается на круги своя. Решение разрешить полеты над Черным морем – это была первая ласточка. А сейчас начинается реальное давление для того, чтобы вернуть все под правильное управление, как положено. Если полуостров находится в российской юрисдикции, значит, и управление должно быть тоже российским", – сказал авиаэксперт.
Он не исключает, что на IATA было оказано давление со стороны западных авиакомпаний.
"Трудно сказать, насколько сильно пострадали западные авиаперевозчики, но что потери при облете были – это однозначно. И, как правило, крупный бизнес всегда лоббирует свои интересы. Я думаю, в данном случае тоже оказывается давление. Потому что задача бизнеса – зарабатывать деньги. А политика, как правило, в этом мешает", – заключил Дмитрий Дрозденко.