Автор Ольга Нерест
Лед тронулся. Причем с неумолимой скоростью: в прошлом году плюсовые температуры фиксировали уже на Северном полюсе. Доступ к арктическим ресурсам и расширяющаяся проходимость Северного морского пути – кратчайшего из Северной Европы в Азию – привлекает к этому региону все большее внимание. В том числе – военных. Особенно американских и натовских. Командующий ВМС НАТО Клайв Джонстон призывает не уступать Москве в "северной гонке". При этом военно-морские учения США, Норвегии, Великобритании и Канады, которые с начала марта проходят в районе моря Бофорта, стыдливо называют научными исследованиями изменений окружающей среды. Но почему-то в этих исследованиях участвуют не научные суда, а боевой флот с подводными атомоходами.
Североатлантический альянс вообще в последние годы проявляет небывалую военную активность в регионе, одновременно критикуя Россию за якобы проводимую ею необоснованную милитаризацию Арктики. Политики не отстают: сенатор-демократ (причем не от Аляски, а от штата Коннектикут) Крис Мерфи узрел сквозь арктические льды российские подводные лодки, которые якобы уже явно угрожают Америке.
Впрочем, когда речь заходит о гражданском флоте, американские эксперты и вовсе близки к панике. Потепление – потеплением, а в обозримом будущем без ледоколов в арктических морях все же не обойтись. Но в Вашингтоне, похоже, даже не могут точно определить, сколько у страны ледоколов. В распоряжении береговой охраны – три, из них в рабочем состоянии – два. С "тяжелыми" льдами из них работает только один. По этому показателю США – такая же "арктическая держава", как, скажем, Китай. Для сравнения: у РФ – около четырех десятков ледоколов. Причем Россия – единственная страна, располагающая атомным ледокольным флотом. В Росатомфлоте – четыре ледокола, один контейнеровоз и четыре судна технологического обслуживания.
При этом российская стратегия осваивания Арктики совершенно прозрачна и рассчитана на развитие международного взаимодействия в регионе. Российские ледоколы уже сейчас готовы обеспечивать круглогодичную международную навигацию в высоких широтах. А в ближайшие годы, благодаря спуску со стапелей новых мощных судов, российский флот, по сути, на многие десятилетия гарантированно опередит ближайших конкурентов.
И это совершенно не удивительно. Россия начала развивать ледокольный флот не вчера, а еще в середине XIX века – до того, как США получили теоретическое основание именовать себя одной из арктических держав. А случилось это после приобретения у России Аляски в 1867 году. Но приобрести-то Аляску приобрели, а вот с ее освоением изрядно подзадержались. Не считая, конечно, периода "золотой лихорадки" на Юконе. Но самой Аляске это мало что дало – разве что авторские права на бренд "Клондайк".
Но сейчас в США спохватились: льды тают, время уходит. Осталось убедить американцев, что они – арктическая нация. Об этом вполне откровенно заявила представитель Госдепа в Арктическом совете Джулия Горли. Составлена даже целая программа, чтобы для начала научить граждан США определять Аляску на карте и убедить общественность в справедливости американских притязаний на Арктику. Особенно с перспективой размещения там ракет, которое сулит существенные военные выгоды. Характерно, что Комитетом по вопросам Арктики руководит в США сын идеолога "холодной войны" Збигнева Бжезинского – Марк, получается, Збигневич.
Пентагон еще несколькими годами ранее в своей военной стратегии указывал, что "интересы национальной безопасности включают вопросы стратегического сдерживания, а также морского присутствия в арктических широтах". Стратегическое сдерживание в американском понимании подразумевает развертывание ракет-перехватчиков и комбинированных сил для нанесения быстрого удара по территории России. Ведь арктический путь – кратчайший для доставки боезаряда между Россией и США.
Вот и получается, что пока Россия с пользой для себя успешно осваивает свои арктические территории и с пользой для всех – Северный морской путь, США, как обычно, затевают военную возню в регионе. Кстати, с очень сомнительной пользой даже для себя: Россия в этом регионе в любом случае – вне конкуренции. А уж выгоды для остального мира от американской "возни" в Арктике и вовсе не просматривается.