Специальный корреспондент газеты "Комсомольская правда" Дарья Асламова в студии радио Sputnik рассказала о своих командировках в "горячие точки". В том числе – в курдские районы Сирии, где сейчас идут ожесточенные бои курдского ополчения с отрядами ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других стран). А также – на юго-восток Турции, где сейчас тоже неспокойно.
По мнению Дарьи Асламовой, очень многие беды этого региона объясняются тем, что жителей Ближнего Востока – арабов, турок, курдов и других – никак не могут оставить в покое западные "стратеги".
Я встречалась с людьми, которые готовили все "цветные революции"
Гражданская война в Сирии началась не спонтанно. Дарья Асламова убеждена, что Сирия – лишь очередные звено в цепи вдохновленных извне "цветных революций".
"Про план "Большой Ближний Восток" вы, конечно, слышали. В 2006 году госсекретарь США Кондолиза Райс объявила в Тель-Авиве, что Соединенные Штаты собираются изменить и переделать весь Ближний Восток. Это было как сигнал, и с этого момента все шло по плану. В том числе и "арабская весна", искусственно включенная. Я хорошо знаю, как ее готовили, эту "арабскую весну". Есть такая группа сербская "Отпор", которая готовит практически все революции на деньги американцев. Главные их спонсоры – Сорос и Госдеп США. Они полностью готовили "Революцию роз" в Грузии, они готовили первый Майдан на Украине. Я делала про них фильм, и они мне рассказывали, что за 2 года до "арабской весны" им дали деньги, чтобы они приехали в Египет на консультации. В Египте это была конференция, где они усадили за один стол исламистов и молодых светских оппозиционеров. Задача была попытаться объединить их, чтобы потом свергнуть Мубарака. И это готовилось за два года до "арабской весны" – никакой "импровизации" там не было", – уверена Дарья Асламова.
Планы США "споткнулись" на Сирии – благодаря РФ
События в Тунисе, Египте и Ливии показали, что усилия вдохновителей "цветных революций" в арабском мире не пропали даром. Но в определенный момент, по словам Асламовой, план забуксовал.
""Выбилась" Сирия. Планировалось, что понадобится четыре месяца, чтобы свергнуть Асада. Но вот уже пять лет там все продолжается. Конечно, без нашей поддержки, без поддержки Ирана Асад вряд ли устоял бы, но он и сам оказался "крепким орешком". Поэтому на Сирии все эти планы "споткнулись" – потому что вмешались мы. Но сам американский план никуда не делся", – считает Дарья Асламова.
Эрдоган мечтал о "ключах от Дамаска"
Важное место в западных планах относительно Сирии, полагает Дарья Асламова, с самого начала занимало нынешнее турецкое руководство. Тем более что у власти в Анкаре в этот момент находились люди, одержимые мечтой о расширении в регионе зоны своего влияния.
"Эрдоган рассчитывал, конечно, что он "возьмет" Сирию: Сирия распадется, и ему достанется большой кусок. В этом регионе говорят: "Ближним Востоком владеет тот, у кого ключи от Дамаска". Вот Эрдоган и мечтал о "ключах от Дамаска". Дамаск – это мечта, это такое мистическое, символическое место. Он считал, что это его зона если не прямого контроля, то зона влияния. И огромная ставка была на это сделана", – полагает Дарья Асламова.
Сирийцы оказали отчаянное сопротивление попыткам расколоть страну по религиозному и национальному признаку. У курдов – второй по численности нации в стране – есть свои претензии к Дамаску. Но при этом, говорит Асламова, они не помышляют о выходе из состава Сирии.
"Сирия может сохраниться как федерация. Сирийские курды не хотят распада страны. Они не против центральной власти, но они хотят свою автономию, свои права и возможность контролировать свою собственную жизнь. В курдских районах Сирии, в которых я была, живут не только курды. Там живут и армяне, и арабы, и ассирийцы – и они все принимают участие в делах местного самоуправления. То же самое курды хотят и на общесирийском уровне", – говорит Дарья Асламова.
Эрдоган перешел красную черту
Нынешнее турецкое руководство, считает Асламова, не только сделало все, чтобы попытаться руками ИГИЛ уничтожить сирийских курдов. На собственной территории, по ее словам, Эрдоган фактически ведет войну против турецких курдов: будь то армейские операции или "странные" теракты. И далее события, скорее всего, будут идти по нарастающей, убеждена она.
"Эрдоган перешел красную черту. Это началось в прошлом году с терактов, в которых погибали только курды. В Суруче был теракт (20 июля 2015 года, – ред.), в результате которого погибли 32 курдских студента – якобы их убили исламисты. И огромный теракт в Анкаре в октябре, во время прокурдской демонстрации – более 100 погибших. И дальше, когда я была в Диярбакире, там уже стояли баррикады, шли бои, были разрушены дома. Это в октябре уже началось. Это противостояние идет уже полгода. Сейчас, правда, в Диярбакире сняли на какое-то время комендантский час – хоть одна хорошая новость за последнее время. Мои друзья, которые там живут, сообщают, что у них разрушен дом, расстреляна машина – но хотя бы в последние дни там перестали стрелять: уже счастье. Зато разгорелись бои в районах на границе с Сирией: турецкая армия пытается выдавить курдов из страны", – говорит Дарья Асламова.
Турция "поднялась" на торговле с Россией
Причиной очень многих проблем ближневосточного региона Дарья Асламова считает амбиции нынешнего турецкого руководства. В свое время оно пришло к власти под лозунгом "ноль проблем с соседями". А в итоге, по сути дела, обмануло и собственный народ, и поверивших в искренность Анкары соседей.
"Правление Эрдогана начиналось удачно. Он очень заметно поднял экономику страны. Но, заметьте, в том числе – и за наш счет. Меня поражает реакция людей, которые сейчас говорят: а что это мы с турками сейчас рассорились, мы же к ним ездили на курорты, торговали. Я отвечаю: ребята, они на вас зарабатывали! При чем тут какая-то дружба, братство? Это для них бизнес. Экономика у них выросла за последние 10 лет очень во многом за счет нас. Фрукты, овощи, одежда, обувь – все это шло в Россию, и абсолютно все "поднялось" на нас", – сказала Дарья Асламова.
Дарья Асламова поделилась и своими впечатлениями от посещения Бельгии и ее столицы – Брюсселя. Она рассказала также, в чем, по ее мнению, заключается разница между журналистами, работающими в редакции, и корреспондентами "в поле". А еще она поведала "секретный рецепт": как журналист может открыть ради интервью даже накрепко закрытые для прессы двери.
Слушайте полную версию беседы >>