Автор Евгения Красилова
1662. Столько беженцев перебрались из Турции на греческие острова за первые сутки после вступления в силу договора между Брюсселем и Анкарой, который призван остановить миграционный поток в Европу. Очевидно, что это только те, кого удалось посчитать. Реальную же цифру даже трудно предположить.
Между тем, согласно условиям соглашения, начиная с 20 марта, турецкие власти обещали прилагать все усилия для того, чтобы остановить нелегальный транзит трудовых мигрантов через Эгейское море. Те, кому все-таки удалось прорваться через европейскую границу, теперь должны быть возвращены в Турцию. В обмен Евросоюз заберет себе беженцев из Сирии. К этому стоит прибавить обещание ЕС ввести безвизовый режим для 80 млн турецких граждан и возвращение к переговорам о вступлении Турции в Евросоюз.
Понятно, что Брюссель в запале готов был пообещать Анкаре все, что угодно, лишь бы турецкие власти помогли решить проблему с мигрантами. Однако первый же день показал, что условия этого соглашения не только странные, но еще и невыполнимые.
Так, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон сразу же дал понять, что Великобритания не отменит визы для турецких граждан и не примет большего числа беженцев. Экс-президент Франции Николя Саркози заявил, что Турции – не место в Евросоюзе. По сути, он в более резкой форме повторил слова нынешнего французского лидера Франсуа Олланда. Тот в свою очередь предупредил о том, что Брюссель не должен идти ни на какие уступки Анкаре во время переговоров о вступлении в ЕС. Речь идет о нерешенном вопросе с Кипром, о катастрофической ситуации с правами человека и свободой слова в Турции.
Так что, подписывая соглашение с Анкарой, власти ЕС, скорее всего, осознавали, что свои обещания выполнять не собираются. Это понимают, очевидно, и в самой Турции. А потому стремятся поскорее все взять деньгами. Отчасти им это уже удалось. Так, помощь на поддержку лагерей для беженцев уже увеличилась в два раза с 3 млрд евро до шести. И, судя по всему, это не предел. Сумма в 20 млрд евро, которую как бы невзначай озвучил во время переговоров турецкий премьер-министр – это, похоже, как раз то, к чему Евросоюзу предстоит готовиться. Анкара уже привыкла к тому, что Брюссель предпочитает не решать проблемы, а попросту откупаться. Поэтому торг всегда уместен. Вот такая "базарная" дипломатия.