Президент России Владимир Путин 14 марта объявил о том, что с 15 марта начинается вывод основных российских сил из Сирии. За 22 недели операции российское министерство обороны в целом выполнило поставленные задачи. Итоги: 392 населенных пункта возвращены под контроль сирийского правительства, 10 140 кв. км заняты ВС САР. Стоимость операции – 33 млрд рублей, эти деньги были заложены в бюджет Минобороны России. Борьба с террористами в стране продолжается, российские самолеты выполняют до 25 боевых вылетов в день, нанося авиаудары по позициям боевиков.
Действия Турции на сирийской границе, а также курдский фактор могут привести к тому, что российским войскам придется вернуться в Сирию для новой операции, считает политолог, востоковед Каринэ Геворгян.
"Нам может понадобиться вернуться в Сирию снова. И опять-таки из-за того, что будет происходить на турецко-сирийской границе. Дело в том, что в Турции самой очень сложная ситуация. Что бы там ни происходило, мы будет выше всяких обид, но народ-то всегда любой жаль. В стране весьма нестабильно. Причем, уже несколько лет подряд. Надо сказать, что американские фонды немалую роль в этом сыграли. Они запустили разные процессы, в том числе – эксперимент с восстановлением национальной идентичности, что турками жестко подавлялось. Когда-то они сажали в тюрьму даже за разговоры на курдском языке. Положение сейчас в Турции сложное, в стране возможен даже госпереворот, например", – сказала Каринэ Геворгян в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik.
Курдская проблема на турецко-сирийской границе обострилась после того, как турецкая армия начала обстреливать позиции сирийских курдов со своей территории. А 17 марта курдские районы на севере Сирии объявили о создании отдельной федерации. Против курдской "федерации" высказались Россия, США, Турция, Дамаск и сирийская оппозиция.
Курдский фактор может привести к переформатированию всего региона, считает Каринэ Геворгян.
"Курдская проблема станет рычагом переформатирования региона. Это ясно не только мне, но и многим специалистам как в России, так и за рубежом. Ведь курды очень разные, и исторически между собой у них возникали довольно часто конфликтные отношения. Есть взаимные и глубокие обиды между теми или иными объединениями курдов. Они об этом не забыли, помнят, как, например, свои же вроде, курды, но приходили их громить, резать… Они стали яблоком раздора между двумя империями – Иранской и Османской в свое время – и это отразилось на судьбе курдов. Плюс язык. Не все они друг друга понимают, довольно разные диалекты, и так далее. Я веду к тому, что единое курдское государство – мол, вот они все возьмут и объединятся в единое государство, и на востоке возникнет новое государство, этакий Курдистан – это вряд ли. Скорее всего, они были бы заинтересованы в федерализации, как это произошло в Ираке. И быть федеративным членом региона, например, той же Сирии, или той же Турции. Но Турция этого никогда не позволит", – считает политолог.
На данном этапе урегулирования сирийского кризиса Россия свой "ход" сделала, следующий – за США. Однако их политика на Ближнем Востоке до сих пор была крайне недальновидной и породила массу серьезных проблем, отметила Каринэ Геворгян.
"В США наблюдается растерянность. Которую, в какой-то степени, выразил один из ведущих экспертов Госдепа. Он сказал, что Соединенные Штаты повторяют ошибки Советского Союза, только в большем масштабе. Они распыляют ресурсы, пустили их на "гегемонизм". А мировая история показывает, что невозможно контролировать весь мир. Даже если у тебя есть система слежки. Ну, хорошо: допустим, нас всех прослушивают. А кто обрабатывает эту информацию? Там сидит Спиноза? Наверняка это какой-то низовой сотрудник, какой-то низовой аналитик, и он много чего может пропустить или неправильно интерпретировать. Дальше он пускает это наверх. Кто-то это читает. И начинается бюрократическая ерунда вокруг. Это абсолютно неэффективная система", – отметила политолог.
Слушайте полную версию выпуска радио-шоу "КомпАс" >>