Несколько российских компаний, в том числе "Татнефть" и "Газпром", воспользовавшись рекомендацией правительственной комиссии по ТЭК, приостановили поставку нефтепродуктов в Белоруссию. По словам пресс-секретаря вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, возглавляющего комиссию, Алии Самигуллиной, этот вопрос обсуждался на комиссии по ТЭК в феврале, но некоторые компании еще до заседания приостановили поставки.
Ранее поднимался вопрос о ненадлежащем выполнении Белоруссией обязательств по поставкам нефтетоплива в Россию. Минск неоднократно их прерывал, объясняя свои действия слишком низкой стоимостью бензина в РФ.
Ранее Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года, согласно которому ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн тонн нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен Россия должна получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн тонн бензина в год.
Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин в эфире радио Sputnik разъяснил сложившуюся ситуацию.
"Происходит нарушение действующего соглашения. Мы поставляем на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии нефть, но в объемах, больших, чем это необходимо белорусской экономике. Тем самым, Белоруссия может эти нефтепродукты экспортировать. Но в соглашении есть положение об обязательных поставках нефтепродуктов из Белоруссии на российский рынок, и вот эта часть не выполняется. После девальвации рубля поставщики решили, что выгоднее экспортировать вне Таможенного союза. Но это нарушение. Поэтому не надо воспринимать действия Москвы как просто прихоть. Это необходимость, чтобы не создавался дефицит у нас. Потому что у нас, например, баланс бензина класса 5 – позитивный, но довольно напряженный. В периоды, когда нефтеперерабатывающие заводы уходят на ремонт, может увеличиться напряжение на этом рынке. Чтобы этого избежать, надо, чтобы соседи нам тоже помогали", – сказал Владимир Фейгин в эфире радио Sputnik.
По его мнению, ситуация не должна осложнить партнерские отношения России и Белоруссии.
"Мне не кажется, что это застарелая проблема. И, по-моему, в России на нее довольно оперативно отреагировали. Посмотрим, что скажет белорусская сторона. Может, начнет исправлять эту ситуацию. Ведь нельзя, чтобы у партнеров чистый экономический выигрыш стал единственным критерием взаимоотношений. Тогда и у России есть много возможностей действовать по-другому. Ведь каждый раз идет обсуждение, какие объемы российской нефти должны поступать в Белоруссию. Потому что это вычитание из наших доходов. Мы же можем просто экспортировать. Казалось бы, зачем нам все эти особые схемы? Но есть механизмы союзнические, братские, и надо их максимально уважать", – отметил Владимир Фейгин.