Автор Михаил Шейнкман
Старый добрый шпионаж. С человеческим лицом. К чертям электронную разведку, спутники и прочие новомодные штучки. В отношениях с Россией все это – бижутерия. Не впечатляет. И только глаз – алмаз. Примерно так, наверное, рассуждали в спецслужбах США и Британии, когда отправляли своих людей, работающих под дипломатическим прикрытием в Москве, на задание. "Все приходится делать самим", – в сердцах бросили те, но вооружились фото и видеокамерами и отправились заниматься, как потом честно признает британский МИД, "рутиной".
Может быть, поэтому о ней и не скажешь: "шпионские страсти". Потому что они, как минимум, подразумевают драматизм и какую-никакую интригу. А здесь все оказалось настолько прямолинейно и просто, что на "шпионский роман" это дело тоже не тянет. Так, анекдот. Пошли как-то американец и англичанин следить за русскими самолетами. Да так наследили, что в ФСБ долго смеялись. Они бы еще открытый конкурс в российских СМИ на лучшую военную тайну объявили с главным призом – переправкой на Запад.
И, что самое веселое, все ведь на поверхности. Хоть пальцем в небо ткни – не промахнешься. Зачем подглядывать в замочную скважину, когда боевой арсенал – пять месяцев, как нараспашку. Наблюдать за ним в России, конечно, безопасней, чем в Сирии. Но там, кто хотел, все секреты уже увидел. А некоторые, из тех, кто не хотел, даже почувствовали на себе. Однако умом Россию не понять, аршином общим не измерить, уже известна ее стать, но лишь шпионам можно верить. Пара военных атташе из британского посольства в Москве и гражданин США были пойманы с поличным, когда собирали информацию о Воздушно-космических силах. Ладно, американец на Чкаловском, недалеко от столицы. А те-то двое не поленились в Северную Осетию сгонять, на закрытый аэродром в Моздоке. Там их и "приняли".
Причем, они даже не шифровались. Форин-офис потом объяснил, почему. Там полагают: подсматривать за всем, что движется – это и есть дипломатия. В нашем случае, правда, их в какой-то степени оправдывает то, что для них – это едва ли не единственная возможность все-таки застать этих неуловимых русских на месте. Другое дело, что опять не повезло. Все равно ведь пропустят самое интересное. В сентябре проморгали вылет эскадрильи в Сирию, а сейчас не увидят ее возвращение. Ну, разве что, по телевизору. Хотя в этом смысле они – как и весь Запад. Тот тоже опешил дважды: когда Путин в Сирии начал и когда закончил. И, что обидно, словно специально соль на рану, завершил операцию практически день в день с крымским референдумом. Чтобы не сбились со счета своих провалов.
Ну а что касается размещения их Бондов в России, то бонд – это же по-другому облигация. Как Манька-облигация. Так что, может быть, совсем не просто так у них на родине именно шпионов называют "второй древнейшей профессией". И скрываются они так, что за версту видно ремесло. И по эффективности добывания информации – явно не первые.