Японии потребуется четыре года для устранения утечек радиоактивной воды с "Фукусимы-1". Об этом накануне пятой годовщины аварии на АЭС заявили представители компании TEPCO, оператора станции.
Япония 11 марта 2011 года пережила сильнейшую в современной истории природную катастрофу. Подземные толчки магнитудой до 9 баллов вызвали волну цунами, которая сравняла с землей прибрежные районы и вывела из строя генераторы атомной электростанции "Фукусима-1". Это привело к остановке систем охлаждения. В результате в трех из шести реакторов начали плавиться топливные стержни. Для охлаждения было принято решение залить реакторы морской водой.
На сегодняшний день утечка загрязненной воды остается главной проблемой при выводе станции из эксплуатации. Открытым остается и вопрос утилизации земли и мусора, собранного в результате дезактивации территории вокруг АЭС.
Президент фонда "Основание" Алексей Ампилогов считает, что у японских специалистов до сих пор нет четкого понимания, как ликвидировать последствия аварии на Фукусиме.
"Сейчас авария на "Фукусиме-1" взята под более или менее плотный контроль. Безусловно, сохраняется опасность дальнейшего проникновения радиоактивной воды как в грунтовые воды, так и дальше в Мировой океан. Но каких-то катастрофических последствий это, скорее всего, уже иметь не будет. Вопрос состоит в том, что у Японии до сих пор нет четкого понимания того, куда девать 700 тысяч тонн радиоактивной воды, которые хранятся на территории станции. Кроме того, проблема состоит в том, что на сегодняшний день около 300 тонн воды образуется ежедневно в силу специфики любого атомного реактора, даже заглушенного, из которого вынуты стержни. На Фукусиме охлаждают не только реакторы, но и бассейны со стержнями. А такого рода объекты остывают годами и десятилетиями. И в силу этого японцы вынуждены тратить несколько сотен тонн воды ежедневно на то, чтобы продолжать охлаждение. В противном случае будет по-прежнему происходить неуправляемый разогрев активной зоны, и тогда действительно возможны какие-то аварийные и даже катастрофические последствия", – сказал Алексей Ампилогов в эфире радио Sputnik.
По его словам, в связи с этим перед Японией сейчас стоит два серьезных вопроса.
"Первый состоит в том, что продолжается естественная фильтрация воды в Мировой океан через грунтовые воды рядом со станцией. Сейчас эксплуатирующая компания TEPCO, которая допустила массу ошибок в первые дни аварии, пытается сделать некую защитную стену. Но в силу того, что время упущено, эту стену уже невозможно сделать бетонной, как это произошло достаточно быстро во время Чернобыльской аварии. Сейчас на Фукусиме пытаются сделать некую ледяную стену, прокачивая хладагент через грунт, но пока получается очень плохо. Второй вопрос состоит в том, что вода, которая используется для охлаждения, идет через совершенно разрушенную активную зону трех энергоблоков и загрязняется радиоизотопами. Их невозможно после этого сжечь, испарить, разделить на части", – сказал эксперт.
В связи с этим возникает проблема хранения радиоактивной воды в закрытых емкостях, добавил он.
"И тут мы сталкиваемся с тем, что никакая емкость даже из очень качественного металла не вечная. Проблема хранения жидких радиационных отходов – одна из самых серьезных проблем, которая пока толком в мире не решена. То есть твердые отходы можно собрать и захоронить, а вот что делать с жидкими – кроме емкостей, ничего не придумали. И здесь появляются пока слабо проработанные инженерные проекты вроде танкеров, которые где-то должны стоять на "вечном якоре", либо постоянно возникают предложения просто вылить все в Мировой океан, а тот просто за счет своей емкости примет на себя этот радиоактивный заряд и распределит его по биосфере. Но это, конечно, самый плохой выход в силу того, что все радионуклиды попадут так или иначе в биологические цепочки, а потом обратно к человеку", – сказал Алексей Ампилогов.
Схожая ситуация, по словам эксперта, возникает и с утилизацией зараженного грунта и радиоактивного мусора.
"Вокруг Фукусимы создана зона отчуждения порядка 20-30 километров. Куда вывозить мусор, куда вывозить верхний слой грунта, а здесь речь идет о сотнях тысяч, если не о миллионах тонн, тоже пока совершенно непонятно. Сейчас все это хранится буквально в мешках под открытым небом вдоль дорог в зоне отчуждения. Решение о вывозе пока не принято. Я думаю, что японцы будут искать территорию, где активная деятельность человеком не осуществляется. И здесь я не исключаю обращения японцев к другим странам по поводу складирования этого радиоактивного мусора. Например, у России есть очень серьезные технологии по утилизации ядерных отходов и уменьшению их количества", – сказал эксперт.
Алексей Ампилогов считает, что человечество сделало правильные выводы из аварии на Фукусиме.
"Нам не надо впадать в некую радиофобию, поскольку фукусимский реактор – наследник 60-х годов. Это реактор первого-второго поколения, которые сейчас во всем мире ударными темпами выводятся из эксплуатации и заменяются на реакторы поколения "три" и "три плюс". Именно Чернобыль и Фукусима поставили вопрос о пассивной безопасности реакторов, когда ошибочные действия персонала не приводят к запроектной аварии. То есть даже в отсутствие персонала реактор будет в случае необходимости останавливаться в штатном режиме без расплавления зоны реактора и без ее катастрофического разрушения. Именно такие проекты уже строит в России "Росатом", такими же проектами занимаются европейцы и американцы. И я думаю, что и атомная энергетика, и человечество в целом сделали правильные выводы из аварии на Фукусиме и извлекли достаточно страшные и жестокие, но нужные уроки", – заключил Алексей Ампилогов.