КНДР объявила недействительными все соглашения об экономическом сотрудничестве и обменах с Южной Кореей, сообщило агентство Киодо.
Свои действия КНДР объяснила введением нового пакета экономических санкций со стороны Юга. Решение о прекращении действия экономических соглашений означает, что фактически все имущество и капиталы южнокорейских компаний в совместной экономической зоне Кэсон будут реквизированы в пользу КНДР.
Ситуация на Корейском полуострове обострилась после проведения 6 января в КНДР четвертого по счету испытания ядерного оружия и запуска 7 февраля спутника с помощью ракеты-носителя, которая может быть использована для нанесения ядерного удара на расстоянии 12 тысяч километров. В ответ СБ ООН принял резолюцию, усиливающую экономическую изоляцию КНДР, несмотря на заверения Пхеньяна о том, что его действия исходят из необходимости защиты от США.
Разрыв отношений с Южной Кореей нанесет серьезный удар по экономике КНДР, считает директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор МГИМО Георгий Толорая.
"Для КНДР Южная Корея в разные периоды стояла на втором месте по товарообороту после Китая, несмотря на напряженность политических отношений. И даже в самые тяжелые периоды конфликтов, когда между сторонами были перестрелки, сотрудничество это продолжалось. И продолжалась работа Кэсонского парка. После ядерных и ракетных испытаний в КНДР Южная Корея в одностороннем порядке практически полностью свернула это сотрудничество, закрыла Кэсонский парк. И это, конечно, серьезный ущерб для экономики КНДР, переключение ее экспорта на другие рынки будет затруднено. В частности, это касается минералов, которые Южная Корея покупала, различных продовольственных, растительных товаров. Довольно трудно будет в условиях санкций найти новых покупателей. Так что нынешнее решение о национализации, можно сказать, южнокорейских активов – это решение больше политической воли, чем экономической целесообразности", – сказал Георгий Толорая в эфире радио Sputnik.
По мнению эксперта, прекращение работы Кэсонского парка, приносившего КНДР ежегодно около полумиллиарда долларов, ударит и по импортным возможностям Пхеньяна.
"Конечно, совсем без валюты КНДР не останется. Современная экономика такова, что можно найти обходные пути. Но сейчас для Северной Кореи это будет весьма затруднительно. И если это не экономическая блокада страны, то что-то довольно близкое к ней. Это отразится негативным образом, в первую очередь, на жизни населения. Страна будет серьезно ограничена в своем развитии, причем коснется это, в первую очередь, не военных программ. На них всегда будут находиться деньги", – считает эксперт.
По его мнению, "точку" в отношениях КНДР и Южной Кореи ставить рано.
"Это вовсе не "точка", а очередное "многоточие" в отношениях Северной и Южной Кореи, поскольку обе страны объективно вынуждены выходить из этого кризиса. И думаю, что когда в Южной Корее придет к власти новая администрация, может, что-то и изменится. Правда, если северокорейцы за это время не наделают таких глупостей, которые совсем уж трудно будет разгрести", – заключил Георгий Толорая.