На результаты выборов президента США может повлиять поисковая система Google. Такого мнения придерживается американский психолог Роберт Эпштейн. Он пояснил, что интернет-пользователи, которые ищут информацию в сети, в основном обращают внимание на первые две верхние ссылки в "поисковике". Ниже, а уж тем более на вторую страницу результатов поиска заходит лишь каждый десятый. По мнению психолога, поисковая система может использовать эту привычку пользователей, чтобы целенаправленно предоставлять определенную информацию, открывая тем самым широкие возможности для манипуляций.
По мнению гендиректора агентства "Социальные сети" Дениса Терехова, возможности поисковой системы сильно преувеличены.
""Поисковик" выдает то, что наиболее популярно, а не по своему усмотрению. В поисковой машине жизнь течет нелинейно: мы видим на первых строчках не то, что произошло вчера, а то, что на данный момент наиболее популярно. И делает это робот. Можно считать, что кто-то что-то может "подкручивать", но в большинстве случаев это обычная машинная выдача. Так что выводы о манипуляции – это, скорее преувеличение. Думаю, что поисковики, во всяком случае, пока, не могут сделать выбора", – сказал Денис Терехов в эфире радио Sputnik.
По его словам, влияние на поисковую выдачу ограничено.
"С помощью технологии поисковой оптимизации, конечно, можно создать большой массив различных ссылок, которые позволят поднимать определенный сайт на первые строчки. Но, во-первых, поисковые системы с этим постоянно борются. А, во-вторых, невозможно весь массив выдачи заместить – забить всю первую страницу. Хотя бы потому, что конкуренты тоже не дремлют", – пояснил Денис Терехов.
По его словам, есть наиболее эффективный способ продвижения в интернете.
"Назову простую цифру: если у вас есть 100 активистов, у которых есть по 100 друзей, и они про вас что-то ежедневно пишут, то охват будет сопоставим с тем, как если бы у вас была группа в Facebook или в "ВКонтакте" с миллионом подписчиков. Обычные люди, которые публикуют новости посредством "сарафанного радио" – куда эффективнее, чем классические способы продвижения в интернете", – считает Денис Терехов.
А чтобы избежать манипуляций, советует эксперт, необходимо серьезно относиться к источнику информации.
"Есть общеизвестный интернет-мем "британские ученые доказали". Когда вы читаете о том, что доказали британские ученые, то, скорее всего, там будет какое-нибудь бессмысленное исследование – уже девальвирована научная ценность этих открытий. Поэтому источник информации – на первом месте. Если это политическая новость, то хорошо бы, если это будет информационное агентство или уважаемая газета. Потому что есть масса сайтов, которые публикуют откровенную ложь", – отметил Денис Терехов.