Автор Михаил Шейнкман
Старый Свет еще не гаснет, но уже то поМеркель, то поТускнет. Третьего дня канцлер Германии к и так открытым, казалось, дверям прибавила еще и эскалатор: заявила, что Европа дополнительно миллион-другой мигрантов примет легко. А накануне председатель Евросовета, или, как он сам любит себя называть, "президент ЕС" Дональд Туск настоятельно рекомендовал им на континент даже не соваться. Естественно, из добрых побуждений он доверительно сообщил, что такая поездка не стоит потраченных денег, и тем более жизни. "Откуда бы вы ни были – не приезжайте. Не верьте контрабандистам. Это не приведет ни к чему хорошему", – предупредил Туск после встречи с премьером Греции. И хотя из Афин не видно, как Эллада уходит под море переселенцев, поверил Ципрасу на слово.
"Нам-то кому теперь верить?", – подумали беженцы и сели в очередную лодку. Они понятия не имеют, кто такой Туск. Тем более, он обращался к экономическим мигрантам. А пусть сам попробует отличить их от всех остальных. К тому же, если он такого высокого мнения о силе своих заклинаний, пусть для начала с их помощью развернет течение реки, остановит лавину или разгонит тучи. Хотя, надо отдать должное его креативу, уговаривать жителей Африки и Ближнего Востока в ЕС еще не пытались.
Правда, впечатлить удалось лишь европейскую публику. Это она в очередной раз убедилась в том, что евросоюзное начальство совсем зарапортовалось. Само себе противоречит. Меркель, например, и так запуталась в показаниях. То говорит, что все идут по плану, и она не отступится от своего решения. То признает, что потребуется еще год-два, чтобы его найти. А тут еще Туск, как Заратустра. Так говорит. И еще сколько скажет. Он же, собственно, и предпринял свой вояж еще и с заездом в Анкару, чтобы подготовить почву для хоть какого-то намека на оптимизм перед чрезвычайным саммитом ЕС-Турция. Как его окрестили, "саммитом последней надежды".
Зря они так. Уже понятно, что он вряд ли способен что-либо изменить. Отдельную оборону и от беженцев, и от Брюсселя держит "Вышеградская четверка" – Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Отгородиться от проблемной Греции решила "западнобалканская десятка" – это Австрия собрала вокруг себя страны этого миграционного маршрута. Занимают позицию скандинавы. Разгоняют лагерь в Кале французы. Туск потому и обращается к мигрантам, что понимает: европейцев уговаривать уже бесполезно.
Вообще, эта история с беженцами напоминает затертый анекдот. Когда достаточно одной только фразы, чтобы сознание само восстановило весь сюжет. Сказал, предположим, глава Евросовета арабам "стоп", и тут же ретроспектива уводит память к тем годам, когда они совсем никуда не спешили, пока к ним не пришла демократия. А дальше – убитая Ливия, растерзанный Афганистан, униженный Ирак, пылающая Сирия. Голод, кровь, смерть. И люди, люди, люди. И, наконец, Туск, предлагающий всем оставаться на своих местах. Только если перед глазами проносится весь предыдущий видеоряд, это не смешно. Потому что потом, говорят, появляется свет. Яркий, но уже совсем не Старый.