Турция имеет возможность организовать собственное производство ракет для системы противоракетной обороны (ПРО), но не исключает возможности сотрудничества с зарубежными компаниями, заявил заместитель главы департамента оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.
В ноябре прошлого года Турция официально отменила тендер на производство компонентов для системы ПРО стоимостью 3,4 млрд долларов в связи с решением разработать национальный проект системы ПРО.
"Мы могли бы производить ракеты дальнего радиуса действия (для системы ПРО) самостоятельно, а также оценить возможности для сотрудничества, в том числе с теми компаниями, которые подали заявки для участия в тендере", – заявил Демир в эфире телеканал NTV.
Тендер на закупку компонентов для системы ПРО был объявлен Турцией в 2009 году. Победителем в сентябре 2013 года была объявлена китайская компания CPMIEC. Китай допустил производство части ракетных комплексов в Турции и передачу своих технологий турецкой стороне, однако стороны не пришли к окончательному согласию о степени участия Турции в этом. Кроме того, объявление о победе Китая вызвало давление на Турцию со стороны ее союзников по НАТО.
Историк и публицист Станислав Хатунцев считает подобные заявления турецкого руководства обычным популизмом.
"Я думаю, это заявление на публику, прежде всего, на турецкую. Думаю, что Турция серьезный, современный комплекс противоракетной обороны создать не сможет, по крайней мере, в обозримом будущем. Может, на перспективу – 10, 15, 20 лет. Но сейчас у Турции нет научно-технического и индустриального потенциала, который позволил бы ей создавать и производить такого рода комплексы. В общем, такие популистские заявления в духе господина (президента Турции Реджепа Тайипа) Эрдогана. Он играет в такую партию, в которой уже не может повернуть назад. Поэтому ему нужно повышать градус и популизма, и таких лихих и ярких заявлений", – сказал Станислав Хатунцев в эфире радио Sputnik.
По его словам, кардинальное изменение в турецкой политике началось шесть лет назад.
"Причем Эрдоган начал показывать свое нынешнее лицо где-то с 2010 года. До 2010 года Турция вела совершенно иную политику, и сейчас даже представить трудно, какой была Турция, которую мы, так сказать, потеряли. С экономической точки зрения тогда Турция значительно поднялась, с точки зрения внешней политики была доктрина "ноль проблем с соседями". Но потом последовал 2010 год. Видимо, Эрдоган и Партия справедливости и развития решили, что экономика поднялась достаточно, внешнеполитические проблемы решены достаточно, и Турция может показать себя как лидер исламского мира, пора переходить к политике неосманизма. А тут подоспела "арабская весна", и Турция, что называется, начала слетать с катушек и пришла к той политике, к тому положению, в котором она находится сейчас", – сказал публицист.