Автор Михаил Шейнкман
Если тезис о неспособности ЕС справиться с миграционным кризисом – это, как говорится, общее место, то сам Евросоюз – уже нет. Он начал распадаться на фрагменты. И даже Британия со своими особыми условиями членства теперь кажется для его единства гораздо меньшим злом. По крайней мере, Лондон с Брюсселем хотя бы считается. Что касается остальных – это пока не парад суверенитетов. Но уже сепаратные соглашения. Вслед за "Вышеградской четверкой", по сути, вышедшей из подчинения ЕС по части распределения беженцев, мятеж подняла Австрия, подмяв под себя весь западно-балканский куст.
Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Словения. И даже Косово. Вся география, что отделяет Австрию от терпящей миграционное бедствие Греции, теперь ее от этого бедствия еще и отдаляет. Вене с ними, оказалось, договориться проще, чем, например, с Берлином. Хотя это с ним она вроде бы как общается на одном языке. Но не сейчас. Его представителей на встречу в Столицу вальсов даже не позвали. Как и чиновников Еврокомиссии. Как и, собственно, греков. А ведь это им больше всего достается. И, видимо, с ними же и останется.
Австрийско-балканская "десятка" решила, как отрезала … Грецию от остального континента. На границе с ней ужесточается пропускная система. Македония уже в минувшие выходные изменила регламент КПП. Сирийцы и иракцы обязаны иметь паспорта, которые у большинства из них отсутствуют, а афганцы и вовсе лишились права на въезд. Но эгоизм Скопье еще можно понять: все-таки не член ЕС, и даже месть Афинам тоже – это из-за них еще и не член НАТО (греки требуют от Македонии изменить название). А вот участие Австрии – это уже откровенное нарушение всех евросоюзовских приличий с их солидарностью и правилами общежития.
Хотя в ней давно пытались сделать Грецию без Вены виноватой. Настаивали на отрешении Эллады от Шенгена. На уровне Брюсселя добиться этого шансов не было, поэтому взяли ножницы сами. Афины в знак протеста отозвали из Австрии своего посла для консультаций. Но вряд ли это можно считать симметричным ответом. Родину олимпийских богов, по сути, "сплавляют", бросают на произвол судьбы и оставляют одну отбиваться от переселенцев. Или, точнее, тонуть в них.
Линия защиты от миграционного потопа проходит по ЕС линией водораздела. Проблемный вагон отцепляют, чтобы неприятности не перекинулись на весь состав. И никого не интересует, что Греция всего лишь стала заложником географического положения. Она – крайняя. А европейские институты – это не школа гуманности. Поэтому ЕС пока не сдается – сдает. Но когда падет разорванная в клочья Греция, с мигрантами все равно надо будет что-то делать. Только уже в Македонии. А там и Австрия станет ближе. Шенгенские соглашения, между тем, все еще держатся. Может быть, и не работают, но стоят, как часы. И пока счастлив тот, кто их не соблюдает.