Всеобщие выборы в парламент (меджлис) десятого созыва начались в пятницу в Иране, сообщает агентство Рейтер. В голосовании смогут принять участие около 55 млн иранцев, имеющих право голоса. Парламент Ирана – Меджлис исламского совета – избирается прямым тайным голосованием. Кандидаты, получившие по результатам выборов более 25% голосов, становятся депутатами Меджлиса. Остальные соискатели продолжат борьбу во втором туре.
По данным агентства IRNA, в парламентских выборах за 290 депутатских кресел будут бороться около пяти тысяч кандидатов. Срок полномочий парламента составляет четыре года.
Параллельно начались выборы в 5-й по счету состав Совета экспертов ИРИ. Совет экспертов является специальным государственным органом, обладающий правом избирать верховного лидера страны из своего состава в экстренных случаях.
Верховным лидером Ирана на данный момент является аятолла Али Хаменеи.
Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, политолог Сергей Гриняев считает нынешние парламентские выборы в Иране одними из наиболее многообещающих.
"Дело в том, что они проходят на фоне снятия экономических санкций, и, по сути, это является драйвером политического процесса в избирательной кампании. От того, как завершатся эти выборы, во многом будет зависеть, каким путем пойдет Иран в ближайшие четыре года. Что же касается конкретных оценок, то я склонен придерживаться той позиции, что сегодня Иран настроен на активное привлечение зарубежных инвестиций. После десятилетий санкций стране необходимо восстанавливать экономику, заполнять рынок труда, бороться с безработицей, другими социальными проблемами. А для этого необходима активная экономическая жизнь. И это станет основной темой", – сказал Сергей Гриняев в эфире радио Sputnik.
При этом, по его мнению, сегодняшний политический фон в Иране в какой-то мере обусловлен влиянием извне.
"Не следует забывать, что предыдущие избирательные кампании в этой стране сопровождались рядом серьезных беспорядков, за которыми, несомненно, стояли те государства, которые не хотят возрождения Ирана как региональной сверхдержавы и стараются удержать его в определенных рамках. Я думаю, что фон политической кампании, которая складывается сегодня в Иране, обусловлен, в том числе, и позицией глобальных и региональных игроков в отношении этой страны", – отметил политолог.
И главным рычагом влияния на Иран со стороны Запада станут инвестиции, считает Сергей Гриняев.
"Сегодня, я полагаю, инвестиции будут основным рычагом в попытке как-то повлиять на политическую ситуацию в Иране. Хорошо известно, что за последние годы ни военное давление на эту страну, ни жесткие экономические санкции не позволили существенно повлиять на изменение политического курса Ирана. То есть "кнут" не помог. И теперь ставка будет сделана на "пряник". Для Тегерана, на мой взгляд, будут предоставлены определенные бонусы в плане инвестиционной активности, прежде всего, западных компаний. И большая часть западных инвестиций, так или иначе, будет увязана с внешнеполитическим курсом Тегерана, с его отношениями с Россией и, конечно же, позицией по Сирии", – заключил политолог.