Автор Михаил Шейнкман
Иной раз потому и говорят "А", чтобы тут же сказать "Б". Но тут другой случай. В Вашингтоне первую литеру даже не произносили. О совместном плане по Сирии объявил Владимир Путин, Обама предпочел отмолчаться. Зато тут же защебетали его "ястребы". Глава ЦРУ Бреннан, шеф Пентагона Картер, высший генералитет США всполошились, забегали, заскрежетали, словно нечистая сила с первыми лучами солнца. Чтобы закрыть свет, они нагоняют тучи. И хотя соглашение о прекращении огня вступает в права только через сутки, "партия войны" уже требует наказать Россию и "устроить ей серьезные неприятности в Сирии". Они бы еще объявили о "высокой цене, которую Москве придется заплатить", чтобы аналогия с Украиной была буквальной.
Хотя буква их интересует в последнюю очередь. Важен исключительно дух. Или, точнее, дух исключительности. Поэтому любому плану "А" они всегда предпочтут план "USA". И не то чтобы в этом сирийском вопросе "все в мире Бреннон" или "все поставлено на Картер". Но вот уже и Керри, выступая в сенате, говорит о запасном варианте на случай провала соглашения. Тоже без подробностей, но уже с настроением. Называет его "более конфронтационным" и недвусмысленно намекает на вероятность "наземной операции". Со ссылкой на Пентагон он оценил сирийскую потребность в 15-30 тысяч солдат. Это, как он выразился, "если Россия и Иран продолжат делать в Сирии свою работу". То, что все испортить могут только они, в Вашингтоне, понятно, не сомневаются.
Однако своим "даром предвидения" США, по сути, открывают лишь свои страхи перед тем, что Путин их опять переиграет. Причем они даже не понимают, как у него это получится. Но знают, что так и будет. Поэтому к цыганке не ходи. Сходи к цыгану и послушай его историю о том, как он наказывает сына до того, как послать его в магазин. И хотя речь идет о мировой, для США это само по себе – ничья. А надо же, чтобы было в их пользу. Если не все, то частично. Именно поэтому Керри, пожалуй, впервые на своем уровне вслух допускает расчленение Сирии. Это и есть их главная угроза – отхватить от САР хоть что-то.
Алгоритм – не бог весть какая математика. Это война. На каждый ствол не накинешь чехол. Любой залп по террористам – это повод, чтобы обвинить Москву. А дальше – пошло-поехало. В сухопутном смысле этого действия. Поэтому и турки, и саудиты по-прежнему в готовности номер один: они еще могут оказаться очень даже "полезными идиотами" Вашингтона. Ко всему прочему, в нем полагают, что придумали, как впаять России экономические санкции еще и за Сирию. Коль скоро продавливать их за Украину каждый раз становится все сложнее и сложнее. ЕС, того и гляди, соскочит.
В общем, как сказал Керри, "в ближайшие недели мы должны оценивать ситуацию очень пристально". Хотя, чтобы план выполнялся, ситуацию не оценивать нужно, а регулировать. А Штаты, мало того, что не ответили Москве взаимностью и не поделились своими данными по Сирии. Они еще и оппозицию настраивают на саботаж. Ведь их заявления о неизбежности провала перемирия она может понимать только как карт-бланш. Тем более если ей за это обещают укрепить военное взаимодействие.
Реакцию России, в принципе, можно назвать сдержанной, и, в какой-то степени, даже снисходительной. Кремль знает, с кем имеет дело. А потому, наверняка, на каждую такую "Б" у него есть свой план.