Автор Ольга Нерест
Со своим шариатом в европейские суды – ходят! В Швеции верховный суд, через который разводится супружеская чета родом из Ирана, рассматривает возможность применения в данном случае законодательства их родины. Мусульманская пара оформляла брак в 2006 году в Иране. Где, согласно местным законам, при разводе жена имеет право на получение т.н. "махра" – заранее оговоренного брачного дара. Обычно это имущество или определенная сумма, которую супруг обязан предоставить жене при заключении брака. В случае последующего развода по требованию мужа махр остается у жены.
Пара достаточно долго прожила в Швеции и теперь при разводе жена требует от своего благоверного выплатить ей махр. Который, по подсчетам, в переводе на местную валюту составляет порядка 1 млн крон. Окружной суд настаивал на верховенстве шведских законов: по ним женщине никакого махра не полагается. Но апелляционный суд постановил, что дело должно быть решено в соответствии с иранским законом, т.е., в данном случае, по шариату. Сейчас этот случай рассматривается в Верховном суде Швеции вместе с еще одним делом о выплате махра. Оно тоже касается иранской пары. Здесь женщина оценивает сумму махра в 1,5 млн крон.
Пока судьи ломают головы, пытаясь понять законы какой страны им использовать в этих случаях, в обществе разгорается дискуссия о допустимости применения норм шариата в судебной практике стран ЕС. А также о возможности введения для мусульман в Европе отдельных судов. И много чего еще отдельного. К слову, в Великобритании мусульмане уже несколько десятилетий могут выбирать, где решать имущественные и семейные споры: в светском суде или у местного имама. При этом британские судьи также вынуждены руководствоваться в ряде вопросов нормами шариата: были прецеденты.
В континентальной Европе политики уже не первый год всерьез обсуждают возможность сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира, и даже говорят, что это может способствовать интеграции. В Бельгии в 2013 году был открыт шариатский суд. Оформлено это было по британскому образцу: к мнению знатоков шариата стороны могут обратиться по взаимному согласию. Тогда инициативная группа бельгийских мусульманских активистов прямо заявляла, что ее цель – создание параллельной правовой системы, в противовес официальной.
Пока в Европе практика применения норм шариата ограничивается имущественными и коммерческими спорами внутри мусульманской общины, а также вопросами семейного права. Назначать наказания ни в каком виде шариатские суды в странах ЕС не могут. Но противники таких судов опасаются, что начинается с разрешения семейных споров по согласию сторон, а закончится побиванием камнями Ангелы Меркель. Впрочем, эти опасения выглядят явно преувеличенными. Если кто в Германии сейчас и злится на "мутти", то это не "понаехавшие".