Автор Михаил Шейнкман
Они уже покорили Вашингтон. Пока только одноименную гору – самую высокую точку штата Нью-Гемпшир. Но говорить о нем оба теперь могут с восклицательным знаком. Республиканец Дональд Трамп, правда, опять поздравил с победой своего оппонента. Только в отличие от Айовы уже не республиканца, а потому и со свойственным себе пренебрежением. Демократы ведь ему сейчас параллельны – с ними он разберется потом, в ноябре. Хотя триумф Берни Сандерса приветствовал стоя. На трибуне. Когда уже точно знал, что через неделю после осечки на кокусе взял более чем убедительный реванш на праймериз. Свыше трети голосов и совсем не важно, кто второй. И никакого дела, что его обидчик Тед Круз на этот раз просто смешался с остальными.
Все становится на свои места. Это был тот случай, когда за социологию не стыдно. В Нью-Гемпшире она не обманула. И Трамп получил то, что ему сулили опросы. И Клинтон – не больше. Ей, однако, этого не хватило. Сокрушительное поражение от Сандерса в соотношении 40 на 60, и она уже не скажет, как после Айовы, что результат принес ей облегчение. Только если электорального капитала. Там она оторвалась на волосок. Тут уже на волоске держится.
Хиллари, похоже, начинает пожинать плоды слишком предварительного успеха. Ее лоббисты перестарались, зачистив демократическую поляну от конкурентов. Они оставили ее один на один с социалистом. То ли недооценили, то ли не справились. Но теперь все, что не ее, достается только ему. Клинтон явно проигрывает сравнение с Сандерсом. Он честен, понятен и, несмотря на возраст, свеж. Поэтому за него проголосовала чуть ли не вся молодежь, пришедшая к урнам. 80% от 18 до 35 лет – его.
О результатах праймериз, впрочем, тоже говорят, что это важно, но еще ни о чем. Штат маленький и всего лишь второй в этой длительной и изнурительной эпопее. Однако не зря в Америке его называют "гранитным", могут решить и Трамп, и Сандерс. Свои победы они вправе считать высеченными из камня. К тому же для обоих в Нью-Гемпшире главное все-таки слово "нью". Новые лидеры. И, похоже, они совсем не против встретиться друг с другом в финале. Их противостояние вывело бы избирательную кампанию на классический антагонизм в парадигме богач – бедняк. И избавило бы ее от унылого в своей традиционности бодания в формате республиканец – демократ.
Хотя в их компанию может затесаться и кто-то третий. И уже даже известно, кто. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг допустил свое участие в битве за Белый дом. Человек и информагентство. Он обещал принять окончательное решение в первых числах марта, но нынешние праймериз, видимо, уже сняли все сомнения. О нем и до них говорили, что он чрезвычайно обеспокоен доминированием в одном лагере непредсказуемого Трампа и встревожен высокими шансами в другом стане идеалиста Сандерса. На борьбу с ними готов положить один из 39 своих миллиардов.
Думает, что шансы есть. Если республиканцы и демократы отказываются от партийного мейнстрима в пользу несистемных политиков, то почему бы им сразу не выбрать того, кто не является ни тем, ни другим. Хотя Блумберг успел побывать и тем, и этим. Это он сейчас – независимый политик. При этом он такой же, как Сандерс. Ему 74. И такой же, как Трамп. Медиамагнат. Аналитики теперь гадают, кому он помешает больше. Выиграть, уверяют, не выиграет, но крови фаворитам попортит. Трампа, впрочем, и Сандерса, когда-то тоже оценивали не выше.