Автор Олег Обухов
Какой был флот!.. А теперь – без пяти минут история. Еще недавно морской флот Литвы был в "Белом списке" как европейской, так и международной морской организации. Это было признанием высокой профподготовки моряков в соответствии с международными стандартами, по которым работают все мировые флотилии без исключений. А что сейчас? Как отмечает портал Baltnews.lt, рекордное число нарушений и задержаний литовских судов в 2010-2012 годах уже переместили Литву в "Серый список". А по итогам 2015 – уже полная "чернота". Дело дошло до того, что Евросоюз собирается закрыть свои порты для судов под литовским флагом. В общем, доплавалось "Литовское морское пароходство".
Сама компания грешна, бесспорно. Однако, если вдаваться в подробности, понимаешь, что довели моряков до отчаяния, потому и грешили. Оказалось Литовское пароходство, как и другие прибалтийские мореходы, между двух огней: Россией и Евросоюзом. Когда прибалтийские республики отделились от СССР, им достались приличные порты, суда и специалисты. Москва сказала: мол, хотите отдельно жить – пожалуйста, бог в помощь. Те на радостях подались в единую Европу. Там их приняли, но с условием – сократить флот. Не сразу, конечно, постепенно. Потом даже приплачивать стали, с 2005 года, чтобы дело скорее шло.
Мотивация Брюсселя понятна: надо было "своих" оградить от ненужной конкуренции. Прибалтам тогда казалось, что ради "европейского рая" можно и на такие жертвы пойти. Моряков отправили в свободное плавание, а многие суда – на металлолом. Осталась от всего половина. Те, что еще были на плаву, промышляли российским транзитом: сырье из России, обратно – товары. Но когда Москва окрепла после лихих 90-х, то поняла, что и сама в состоянии обеспечить потоки экспорта и импорта, без посредников. Ради этого и порты свои модернизировала (один из них – Усть-Луга) и флот обновила.
И попали прибалты в передел. Те компании, которые поняли, что "ловить" нечего, объявили себя банкротами и тихо ушли. Другие, как вышеупомянутое "Литовское морское пароходство", пытались держаться в надежде на лучшее. Но оно все как-то стороной их обходило. Доходы становились все меньше, суда дряхлели, так как ремонтировать их было не на что. И дело дошло до того, что перестала компания соответствовать мировым и европейским стандартам. Посыпались задержания и штрафы за нарушения. Брюсселю это не к лицу: как это так, что какая-то литовская компания все реноме ЕС портит. В "черный список" ее и без разговоров. То, что сам Брюссель прибалтийские морские компании к этой беспросветной черноте толкал – никто и не вспоминает. А если кто и вспомнит – что из того? В Брюсселе найдут, что сказать: дескать, мы предлагали – а вы-то зачем соглашались. В общем, концов теперь не найдешь. А вот литовскому флоту пришел конец – и тут уже, похоже, ничего не поделаешь.