Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал США выбирать, с кем сотрудничать: с ним или с сирийскими курдами. Эрдоган подверг критике недавний визит спецпосланника президента США Бретта Макгерка в контролируемые курдами северные районы Сирии. "Я ваш партнер или террористы в Кобани?" – спросил Эрдоган, риторически обращаясь к американцам.
Президент Турции подчеркнул, что для него контролирующая север Сирии, включая город Кобани, курдская партия Демократический союз – "это террористическая организация", такая же как Рабочая партия Курдистана.
Испортив отношения с Россией, Эрдоган оказался в достаточно сложной ситуации. Именно поэтому он ставит Вашингтону своеобразный ультиматум, надеясь тем самым придать себе больше веса в глазах США, считает директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков.
"На данном этапе у президента Турции осталось мало возможностей для маневра. Отношения с Россией в плохом состоянии – по его вине и по его инициативе. И в этой связи ему нужно выстраивать плодотворный диалог с США, которые могут выступать своеобразной "крышей" для его агрессивных действий и намерений. Однако у США есть свои интересы в регионе, которые затрагивают далеко не только Турцию. И они пытаются маневрировать, вовлекая в работу многих курдов, что Анкаре нравиться не может. Поэтому Эрдоган ставит такой своеобразный ультиматум, надеясь, что в сложившейся ситуации для США союз с Турцией и Саудовской Аравией будет очень важен для продвижения их собственных интересов в Сирии", – сказал Владимир Аватков в эфире радио Sputnik.
Некоторые основания у Эрдогана для этого есть: США действительно вряд ли от него откажутся. Однако американцы его просто используют, считает политолог.
"В Вашингтоне Анкару всегда очень ценили как союзника. В данном случае, учитывая агрессивность правящего режима, его достаточно легко можно использовать для всевозможных провокаций. В первую очередь на территории Сирии и Ирака", – полагает Владимир Аватков.
По мнению политолога, в Вашингтоне видят, что иной раз Анкара в своих провокациях заходит слишком далеко. Тем не менее, считает он, курс нынешнего турецкого руководства в целом вписывается в стратегию США в регионе.
"Я думаю, что в США есть достаточно серьезные вопросы к активной, агрессивной политике Эрдогана, к его собственной линии, которая зачастую идет вразрез с идеями государственного департамента, а также "подставляет" НАТО. Конечно, вовлечения НАТО и России в конфликт Вашингтону хотелось бы менее всего. Хотя столкнуть Россию и Турцию Соединенным Штатам всегда хотелось, и для этого они готовы делать все, что могут", – считает Владимир Аватков.