Межсирийские переговоры при поддержке спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры стартуют в Женеве в пятницу, 29 января. Они проводятся в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №2254.
Как ожидается, дискуссии продлятся, как минимум, шесть месяцев с перерывами и будут посвящены созданию переходного правительства, пересмотру конституции и будущим выборам в стране. Особое внимание участники межсирийских встреч уделят перемирию и гуманитарным вопросам.
Спецпосланник ООН уточнил, что переговоры не будут прямыми. То есть, стороны не сядут за один стол, как ожидалось ранее. Стаффан де Мистура будет осуществлять так называемую "челночную дипломатию", встречаясь поочередно с делегациями.
Как ожидается, первая часть переговоров продлится две-три недели. После чего участникам будет дано время "для консультаций с теми, кто их поддерживает, и консультаций между собой о следующих шагах".
"Известно, что сирийскую оппозицию будет представлять так называемый Высший комитет по переговорам. В комитет входит достаточно широкий спектр оппозиции. Он был определен и на встречах самой оппозиции в Эр-Рияде, и в ходе дискуссий между российской и американской сторонами. Этот комитет пролоббировал вчера по разным информканалам заявление, что, собственно, он один и будет представлять сирийскую оппозицию. Но до конца не понятно, будут ли другие официальные переговорщики от сирийской оппозиции", – сказал в эфире радио Sputnik политолог и публицист, главный редактор журнала "Информпространство" Евгений Бень.
По его словам, явной слабостью переговоров будет отсутствие на них представителей курдов. Москва неоднократно заявляла, что без участия курдов, в том числе сирийских, переговоры по урегулированию в Сирии не будут результативными.
"Сирийская курдская Партия демократического союза не будет присутствовать на переговорах в основном из-за того, что этому препятствуют интересы Турции. Это абсолютно ненормально, потому что 9% населения Сирии составляют курды. А во-вторых – даже можно особо не разъяснять, что наряду с армией (президента Сирии Башара) Асада, те, кто в самой Сирии реально противостоит террористам и, прежде всего, "Исламскому государству", это именно боеспособные курдские части. Ну и нельзя вообще не учитывать политические интересы курдов, их стремление к автономии на территории Сирии и на территории иных стран их проживания", – сказал политолог.
Повестка начинающихся в Женеве переговоров, по его словам, вопросов не вызывает.
"Формат переговоров понятен, и о чем будет идти речь, примерно понятно. Во-первых, сам Стаффан де Мистура говорит, что будет стоять вопрос о прекращении огня. Имеется в виду именно в противостоянии сирийских войск и оппозиции. Локальные требования сирийской оппозиции также уже озвучены. Речь идет, в частности, о снятии блокады со стороны официального Дамаска некоторых регионов, которые контролируются сирийской оппозицией. Сейчас этих регионов 14. И о том, чтобы были гуманитарные коридоры для перемещения грузов", – отметил Евгений Бень.
По мнению политолога, пока рано делать прогнозы о результативности межсирийских переговоров, но можно с уверенностью сказать, что к самой их возможности привели изменения обстановки в регионе.
"За последние месяцы, начиная с 30 сентября, с начала операции российских ВКС, изменилась атмосфера не только в Сирии, но и на Ближнем Востоке. Такие переговоры и в таком формате, и то, что официальный Дамаск набирает политический вес – этого бы никогда не случилось, если бы не изменилась ситуация. Говорить об успехах этих переговоров в долгосрочной перспективе очень сложно. И неизвестно, смогут ли они привести к формированию переходного правительства. Но сам факт этих переговоров и того, что будет поднят вопрос о прекращении огня и вообще будет идти взаимодействие широкого спектра сирийских сил, он уже очень позитивный и указывает на то, что медленно, но верно ситуация в Сирии меняется к лучшему", – заключил Евгений Бень.