Автор Ника Филимонова
Апокалипсис откладывается. До глобальной катастрофы еще целых три минуты. Нет, это не отрывок из научно-фантастической книги. Это заявление ведущих американских ученых-атомщиков.
В далеком 1947 году специалисты из Чикагского университета придумали так называемые "часы Судного дня", которые стали негласно считаться мировым индикатором опасности. Часов изначально показывали 23:53 – ну, так ученые решили. Переводили стрелки специалисты за более чем полвека не так уж часто, всего 21 раз. Самый опасный момент пришелся на 1953, когда США и СССР испытали водородные бомбы – тогда стрелки были в двух минутах от "полуночи", то есть возможной глобальной катастрофы. А самый спокойный период пришелся на 1991, когда Москва и Вашингтон заключили договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Ученые тогда передвинули стрелки на "без семнадцати полночь".
Сейчас ситуация хуже, уверены исследователи. До января прошлого года на часах было 23:55 – а ровно год назад стрелки передвинули на 2 минуты вперед, на "без трех полночь". С того момента стрелка не сдвинулась в обратном направлении ни на одно деление. Да, конечно, отмечают "смотрители часов", некоторые позитивные тенденции налицо. Успешно прошли переговоры по иранской ядерной проблеме, состоялась климатическая конференция в Париже. Но напряженность между США и Россией сохраняется, а КНДР продолжает пугать своими ядерными испытаниями. Да и опять же, печально отмечают исследователи, температура на планете растет, в Антарктиде тают льды.
Конечно, эти научные изыскания исследователей, среди которых, между прочим, более десятка нобелевских лауреатов, заслуживают внимания. Но, с другой стороны, немного удивляет в этом анализе, например, отсутствие упоминания "Исламского государства" – угрозы, которая даже дилетанту и обывателю кажется очевидной. Ученые сосредоточились на КНДР, а о главном "страшном сне" европейцев и американцев почему-то забыли.
Если посмотреть на список вызовов и опасностей, которыми стращают ученые последние лет десять-пятнадцать, то он остался прежним. Исследователи по-прежнему выносят свои рекомендации сильным мира сего. Но, очевидно, политики то ли не хотят слушать провидцев из университетов, то ли ставят их прогнозы в один ряд с гаданием на кофейной гуще или хиромантией.