27 января во всем мире вспоминают жертв Холокоста. Международный день памяти был учрежден по решению ООН. 27 января 1945 года войска Красной армии освободили концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме – крупнейший нацистский лагерь уничтожения евреев, ставший одним из главных символов Холокоста. По оценкам историков, общее число жертв Холокоста превышает 6 миллионов человек.
В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН призвала государства разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.
"В мире стараются помнить о жертвах Холокоста. Но мы должны понимать, что единожды выученные уроки не обязательно остаются таковыми со временем: те люди, которые получили прививку денацификации в Германии, сменяются другими поколениями. К тому же в Европе – огромная волна беженцев из арабского мира, у которых есть свое видение конфликта между Израилем и Палестиной и другими арабскими странами. Они добавляют свой всплеск ненависти", – сказал в эфире радио Sputnik руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей.
Кроме того, по его словам, есть проблема, связанная с Восточной Европой, где нарастают ультранационалистические настроения.
"Мы это видим в Литве, в Латвии, в Эстонии, в Польше. Это сопровождается как русофобией, так и юдофобией. Опасные идеи нацизма, заигрывание с нацизмом, кокетничанье с нацистской эстетикой – все это происходит, и это очень опасно. И это вторая большая проблема Европы, наряду с привнесением другого типа антисемитизма арабскими беженцами", – считает Владимир Симиндей.
По его мнению, уроки Холокоста, историческая память о жертвах нацизма должны стать неотъемлемой частью политики всех европейских стран.
"Иммунитет от страшных действий не является вечным. Если сегодня кажется, что уроки истории извлечены, то это не значит, что завтра будет то же самое. И это как раз должно мотивировать историков, педагогов для работы. Нужно задействовать весь арсенал средств, который имеется в современном мире – это и образовательные методики, и воспитание в семье, и кинематограф, который оказывает колоссальное воздействие на молодое поколение. И речь здесь не должна идти о разовых акциях, речь должна идти о политике", – считает историк.