Автор Павел Иванов
Сирия все отчетливей становится "центром мира". В геополитическом, прежде всего, смысле. Здесь разворачиваются, пожалуй, главные события, формирующие образ будущего. Пересекаются интересы ключевых игроков. Причем, зачастую некоторым из них это создает дополнительное чувство дискомфорта и уязвленного самолюбия. Стремительная и суперэффективная, чего уж стесняться очевидного, операция ВКС России и обустройство авиабазы Хмеймим не давало и не дает покоя тем, кто продолжает разыгрывать сирийскую карту далеко не только с целью реальной победы над международным терроризмом.
В прессе все активней стали писать, что США обустраивают собственную авиационную базу в одном из сирийских регионов на границе с Турцией. Военное командование все отрицает и говорит о крайне ограниченном контингенте американских силовиков, который таковым останется и впредь. Тем не менее, некоторые аналитические структуры, имеющие доступ к специфической информации, в том числе к снимкам из космоса, утверждают обратное: американские военные в Сирии ведут себя гораздо активней, чем говорят представители Пентагона. Видимо, для того чтобы уравновесить интересы и возможности сторон, западная пресса настойчиво сообщает: дескать, Россия тоже строит в Сирии новую военную базу – причем за сотни километров от объекта в Латакии. Тем самым, согласно месседжу авторов этих публикаций, Москва хочет поставить под контроль чуть ли не всю Сирию.
Подобные информационные вбросы, при учете того, что излагаемые в них версии проверить со 100-процентной гарантией в нынешних условиях практически невозможно, напрямую связаны с переговорами по урегулированию сирийского кризиса в Женеве. Список оппозиционных организаций, которые следует допустить к переговорному процессу, остается одним из наиболее щекотливых моментов в отношениях Москвы и Вашингтона. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что компромисс все-таки возможен. В том, что он необходим, мало кто сомневается. Иначе военные действия в Сирии и за пределами ее границ могут растянуться на многие годы. Сергей Лавров и Джон Керри уже неоднократно обсуждали формирование оппозиционной делегации на очередном женевском раунде. Москва возразила против участия в переговорах пользующейся поддержкой Эр-Рияда радикальной организации "Армия ислама" и предложила подключить к мирному процессу лидера курдской партии "Демократический союз" Салиха Муслима. В Вашингтоне, как водится, собственная точка зрения на участников списка. Тем не менее, пусть медленно, с трудом, но позиции сторон все же сближаются.
И в этот сложный момент, когда, казалось бы, виден свет в конце "переговорного тоннеля", происходит новый демарш Анкары. К таким демаршам, конечно, все привыкли, но ведь и честь надо знать. Турция пригрозила ООН полностью выйти из переговоров, если сирийские курды вместе с силами оппозиции примут участие в женевских консультациях. Наверное, этого следовало ожидать. Анкара гораздо больше радикальных исламистов из Сирии и Ирака боится курдов, в том числе своих собственных. Боится буквально как огня. Не случайно накануне переговоров в Швейцарии турецкий спецназ разогнал водометами вполне себе безобидный и мирный митинг в поддержку курдов. Да, Вашингтон заявляет о поддержке властей Турции в борьбе с Рабочей партией Курдистана. Однако параллельно, наряду с Москвой, усиливает сотрудничество с представителями различных курдских движений. И при учете того, что Турция в последние месяцы резко усилила боевые действия против курдских подразделений, уже эта проблема, а не только споры вокруг списков оппозиции, может серьезно затруднить дальнейшее продвижение мирного процесса. Во всяком случае, Анкара вполне способна обеспечить именно такой, нежелательный для большинства игроков сценарий.