Автор Павел Иванов
Минску-2 альтернативы нет. С этим соглашаются и в Москве, и в Киеве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Однако мирный процесс буксует, и тому масса причин. Выполнение политической части соглашений для киевской власти смерти подобно, поскольку со стороны самой радикальной и активной части населения будет восприниматься как поражение. Да и США не торопятся "поднажать" на своих киевских подопечных, хотя украинская тематика в Вашингтоне явно ушла на второй план. Тем не менее, курировать этот вопрос продолжает хорошо известная своей "ястребиной" политической позицией Виктория Нуланд. И заподозрить эту даму и стоящие за ней элитные группировки в симпатиях к России никак нельзя. А потому до окончательного урегулирования украинского кризиса еще далеко.
Вряд ли Нуланд, под началом которой находится более 50 посольств и миссий США в Европе, и которой "светит" пост госсекретаря в случае победы на президентских выборах Хиллари Клинтон, будет проявлять особую мягкость и вот так запросто отказываться от ранее озвученных лозунгов. Это ведь уже не только вопрос геополитики, но и личной деловой репутации. Тем более что ее резкость и прямолинейность в некоторых болезненных вопросах является скорее плюсом, чем минусом. То, что не могут сказать Обама или Керри, говорит Нуланд. В Москве это понимают и весьма взвешенно относятся к роли этого политика в минском процессе. Но вести диалог с Вашингтоном необходимо, иначе никакого результата не будет вообще, при учете полной несамостоятельности Киева.
Можно только гадать, о чем говорили Порошенко и Байден в Давосе аж целых четыре часа. Но уж точно тематика выходила за рамки сухой и бессодержательной формулировки итогового пресс-релиза: стороны пришли к общему выводу, что альтернативы минскому процессу не существует. Впрочем, из скудных обрывков информации можно узнать, что Вашингтон и Киев скоординировали свои действия по конституционной реформе и выборам на неподконтрольной Киеву территории Донбасса согласно украинскому законодательству. И здесь мирный процесс, конечно, ждут серьезные сложности, поскольку руководство и ополчение ДНР и ЛНР весьма скептически относится к этой идее, означающей, по сути, полное возвращение народных республик под юрисдикцию Киева.
Но ведь и нынешние украинские политики, что называется, не лыком шиты. Депутаты Рады придумывают разные хитрые схемы для того, чтобы оттянуть голосование по изменению конституции. Говорят, к примеру, о том, что менять основной закон страны нельзя, пока в Донбассе стреляют, а граница с Россией "дырявая". Рассуждают о том, что для голосования не хватает голосов, и предлагают видоизменить различные процессуальные нормы. Не оставляют попыток подменить изменение текста конституции принятием второстепенных и к тому же временных законодательных актов. Процесс этот может быть бесконечным. Децентрализация как норма конституции для очень многих в Киеве по-прежнему – главная "страшилка". Судя по всему, без прямой, но при этом непубличной отмашки из Вашингтона дело с мертвой точки не сдвинется. Пока этой отмашки, похоже, нет.
А чтобы сместить фокус общественного внимания с судьбы конституции и урегулирования гражданского конфликта, например, к Крыму, киевские политики высасывают из пальца все новые странные инициативы. Так, глава Минфина Наталья Яресько заявила, что Киев планирует создать некий международный форум по возвращению полуострова, в который могли бы войти Россия, Украина, Евросоюз и США. Ну что ж, тут, видимо, главное, чтобы на эту "бесценную и прорывную" дипломатическую инициативу был выделен соответствующий грандиозным масштабам идеи бюджет. Не зря же ее озвучила министр финансов.