Автор Дарья Чередник
Решение экспертов Bloomberg у многих вызвало недоумение. А некоторые украинские журналисты и вовсе заподозрили своих коллег в употреблении незаконных стимуляторов. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что уважаемое издание включило в рейтинг самых инновационных экономик мира Украину? Пусть ей отвели лишь "почетное" сорок первое место из топ-50. Лидер рейтинга, к слову – Южная Корея. США – на 8-м, Россия – на 12-м месте. Китай – на 21-м. Как бы то ни было, сам факт попадания в эту компанию уже говорит о многом. Ведь для того, чтобы удостоиться такой чести, необходимо продемонстрировать определенные показатели. Например, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, уровень активности высокотехнологичных компаний. Можно, конечно, предположить, что оценку украинской экономики дали исключительно по предприятиям Roshen. Но этого явно маловато, чтобы ставить диагноз. Этого вряд ли хватит хотя бы для выравнивания температуры по больнице.
Правда, следующим рейтингом Bloomberg попытался завуалированно объяснить, каким образом Украина оказалась в списке лучших. Самой доходной инвестицией в мире, по версии издания, стали вложения в Украинскую железную дорогу. Еврооблигации "Укрзализныци" определены как самый высокодоходный актив прошлого года в категории junk bonds ("бросовые облигации").
По оценкам экспертов издания, инвестиции по облигациям могли принести около 90% прибыли за год. Облигации действительно бросовые – чтобы вручить их кому-нибудь год назад, нужно было еще поуговаривать. И отдать, скорее всего, не по номиналу, а с изрядным дисконтом. Поскольку многие инвесторы подозревали, что бумаги через какое-то время вообще ничего не будут стоить. Поэтому брали помалу и неохотно. Но "Укрзализныця" и год спустя все же жива, хотя и изрядно шатается. И по итогам года облигации стали неожиданно прибыльными. Доход по ним оказался даже больше, чем от вложений в валюту страны Сомали. Насчет которой многие сомневаются, что такая страна вообще существует.
По оценкам министра инфраструктуры Украины, по итогам 2015 года убыток "Укрзализныцы" составил почти 50 млн гривен. Кстати, Украинская железная дорога – это та самая высокотехнологичная компания, чьи инновационные поезда, не выдержав вовсе не рекордных, а самых обычных украинских зимних температур, замерзают прямо на ходу. Та самая, которой приходится регулярно приносить свои извинения пассажирам и экстренно отправлять на их эвакуацию автобусы.
А доходность облигаций растет. И это – не выдумка Bloomberg, это реальность. Просто – "иная" реальность, не та, в которой пассажиры мерзнут в остановившихся поездах, а компания стабильно терпит убытки. Просто год назад облигации не стоили почти ничего, а сейчас – кое-что. Это – как с инновациями в экономике. Год назад в стране было, скажем, две высокотехнологичные компании, а сейчас – вроде бы как три. Рост 50%. Выглядит красиво. Даже в рейтинги кое-какие попадаем. А что на деле? На деле – замерзший на путях поезд.