Автор Михаил Шейнкман
Молдавская правящая элита все-таки придумала, как провести и страну, и своего человека в премьеры. Пусть им окажется и не олигарх Плахотнюк, против которого, кажется, взбунтовалась вся республика. Но его ставленник. И это гораздо важнее, чем то, что он министр информационных технологий и величают его Павел Филип. И как бы ни звала оппозиция людей на баррикады против такого выбора, формально к нему не придраться. Под петицией президенту о назначении Филипа стоят 55 подписей депутатов. То есть необходимое для его избрания большинство.
И уже не имеет никакого процедурного значения, как Плахотнюк и его 19 демократов в парламенте насобирали эти автографы: деньгами, уговорами или угрозами. Имея в своем распоряжении еще и прокуратуру с полицией, он может позволить себя все что угодно. Как говорят в спорте, игра забывается, а счет остается. Хотя пока неизвестно, какой именно счет выкатит Плахотнюк Молдове, когда все ветви власти окажутся в его саду. Ведь председателем парламента служит его племянник Андриан Канду. Между прочим, еще чуть-чуть и почти президент. Правда, "и.о.". Но здесь это может быть очень надолго. Через пару месяцев заканчиваются полномочия нынешнего Тимофти. Плахотнюк, конечно, в состоянии купить и две трети депутатов, необходимые для избрания нового главы государства. Но к чему эти траты, если по регламенту в его отсутствие правит спикер.
Сам Тимфоти держался до последнего. Беззвучным ружьем провисев весь свой срок на стене, он под занавес даже перевыполнил все законы чеховской драматургии – выстрелил дважды. Но, как оказалось, холостыми. На его первого кандидата – десятого номера румынского Forbes Иона Стурзу парламент даже кворум не собрал. А второго – генерального секретаря президентской администрации Иона Пэдурару даже не все запомнили. Он взял самоотвод, прознав о Филипе. У того за спиной все же не без пяти минут пенсионер Тимофти, а по-настоящему боевой патрон. В смысле, хозяин.
Главный олигарх страны поставил все на то, чтобы не доводить ситуацию до внеочередных парламентских выборов с их предсказуемо печальными последствиями и для него, и для евровектора. Именно поэтому Запад принял вариант с Филипом благосклонно. Хотя многие и говорят, что Плахотнюк в Молдавии – это еще один синоним к слову "коррупция". Ее здесь именовали и Филатом, но лидер либерал-демократов уже сидит. Между прочим, какое-то время он тоже практиковал принцип замещения в правительстве. Несколько раз вместо себя сажал в него зиц-председателей. Не помогло. Плахотнюк конкурента "закрыл" и сам, надо полагать, по-прежнему только от сумы и не зарекается.
И не то чтобы Павел Филип – это надолго. Напротив. Если судить по текучке кадров, народ, не исключено, даже не успеет понять, где у него имя, а где фамилия. Но пока в правящей элите не перевелись чиновники, клерки и прочие "полезные идиоты", Плахотнюку всегда будет, из кого выбрать себе премьера. Сейчас Филип-"ОК". Почти, как у Льва Толстого. И не только потому, что созвучно. Литературный Филипок ведь тоже до класса не дорос, но на скамейку его все-таки посадили. Другое дело, что он хотя бы "Богородицу" знал. А этот разве что самого "создателя". Плахотнюк ведь им как отец родной. Одно слово: патрон. Хотя, точнее, два слова – последний патрон. И ладно бы они оставили его себе. А то ведь стране.