Польша выступает против строительства газопровода "Северный поток-2", поскольку считает его политическим проектом, подрывающим энергетическую солидарность в Европе, и убыточным с точки зрения экономики, заявил президент Польши Анджей Дуда. Однако эксперты полагают, что мнение Дуды – это очередное начало торга с Брюсселем за лучшую долю для Польши в Евросоюзе. К тому же, Варшаве, видимо, обидно, что этот проект обойдет ее стороной.
"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток общей мощностью 55 млрд кубов газа в год. Маршрут – от берегов России через Балтийское море до Германии.
"Польша занимает позицию собаки на сене. В свое время предполагалось, что именно польский маршрут "Ямал-Европа" будет развиваться более интенсивно: после первой нитки будет построена вторая, но это не состоялось, в том числе из-за неконструктивной позиции, политизации этого вопроса со стороны Варшавы. После чего был реализован "Северный поток"", – сказал в эфире радио Sputnik заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
В проекте "Северный поток-2" "Газпрому" будет принадлежать 50%, германским компаниям BASF и E.ON, французской Engie, австрийской OMV и британско-голландской компании Shell – по 10%. Однако Варшава высказалась против строительства газопровода, так как он якобы является убыточным, замечает эксперт.
"Польша называет проект экономически неэффективным. Если признать этот тезис правильным, то, значит, пять крупнейших европейских энергетических компаний и "Газпром" ничего не понимают в энергетической безопасности и намерены утопить десятки миллиардов евро, не собираясь ничего на этом заработать", – иронизирует Алексей Гривач.
Трубопроводный газ из России выгоден Европе, считает он, что бы там ни говорили оппоненты.
"Гарантированный источник поставок без учета каких-то транзитных фортелей, к которым уже привыкли за последние 25 лет – это безусловная необходимость для Европы, в том числе для той же Германии, которая становится крупнейшим газораспределительным хабом. Естественно, что у некоторых стран это вызывает аллергию. Но, тем не менее, этот проект отвечает и экономическим интересам компаний, и интересам энергетической безопасности Европы", – заключил Алексей Гривач.