Универсальную модель по поиску на суше следов древних океанов разработали российские ученые из Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН и Новосибирского государственного университета (НГУ) совместно с японскими коллегами.
Около 20 лет назад ученые из Японии создали модель определения возраста пород океанической плиты, однако у них не хватало данных для практического применения своей модели. Российские исследователи доказали действенность японской модели на примере различных регионов: в Алтае-Саянской области и восточном Казахстане, на Тянь-Шане, в Прибайкалье и Забайкалье, на Дальнем Востоке.
Помимо научного интереса, российско-японская модель позволяет выявлять месторождения редкоземельных элементов и других малораспространенных, но крайне важных для современных технологий полезных ископаемых.
Научная работа воспринята многими учеными мира в качестве определяющей, рассказал в эфире радио Sputnik доктор геолого-минералогических наук, заместитель директора по научной работе ИГМ СО РАН Михаил Буслов.
"Япония расположена рядом с огромной Тихоокеанской плитой, составляющей океаническую кору, ее фрагменты включены в земную кору Горного Алтая. Сочетание таких объектов, как Тихоокеанская плита, с молодой океанической корой с офеалитами в древних складчатых поясах, возраст которых на Алтае превышает 600 млн лет, позволяет нам сравнивать разновозрастные объекты. И, используя современные методы, делать выводы, которые сейчас многими геологами мира воспринимаются как определяющие в решении проблем тектонического строения Земли и, в том числе, в определении месторождений полезных ископаемых", – сказал Михаил Буслов в эфире радио Sputnik.
Ученый объяснил, что на местах возвышенностей древнего океанического дна могут образовываться залежи ценных редкоземельных элементов, например иттрия, который имеет уникальные физико-химические свойства.
"Иттрий – очень редкий элемент в земной коре, очень дорогостоящий и востребованный. Если мы определим подходы в открытии его месторождения, то это будет весомым вкладом в развитие российской промышленности. Однако если добывать его в открытом океане, то это очень дорогое удовольствие. Но если мы определим фрагменты древних океанов на суше – найдем офеалитовые структуры, то его добывать будет уже намного проще", – пояснил Михаил Буслов.
По его словам, практическое применение российско-японской модели, несомненно, очень важно, однако целью исследователей было получение научных знаний.
"Первичным, несомненно, были знания. Во всех исследованиях, в полевых работах, мы всегда работаем со студентами, которые набирают материал. И в конечном итоге, они перерастают в ученых, занятых в крупных исследованиях международного масштаба", – отметил ученый.