Президент России Владимир Путин и его американский коллега Барак Обама 13 января впервые за последние более чем полтора месяца провели телефонные переговоры. Диалог, в ходе которого обсуждались ситуация на Украине и борьба с терроризмом на Ближнем Востоке, состоялся по инициативе Вашингтона.
В ходе беседы Владимир Путин подчеркнул необходимость соблюдения Киевом обязательств по "Минску-2", в том числе по налаживанию диалога с Донбассом. Он также акцентировал внимание на необходимости создания широкой коалиции для борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России).
"Были затронуты и некоторые другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Беседа носила откровенный и деловой характер", – сообщила пресс-служба Кремля.
Инициатива американского лидера непосредственно связана с его выступлением в конгрессе США, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Брутер.
"На мой взгляд, инициатива Обамы была приурочена к его выступлению в конгрессе "О положении страны". Мне кажется, что поскольку в его выступлении было много отсылок к американо-российским отношениям, то он решил побеседовать с Владимиром Путиным, чтобы смягчить тот негативный эффект, который мог быть от его выступления. Потому что когда Обама говорит о том, что Украина и Сирия выведены из-под влияния России, очевидно, он демонстрирует свои реальные намерения, намерения американской политической элиты. И он решил некоторым образом обсудить эту тему с Путиным. И Обама, и (госсекретарь США Джон) Керри очень часто одно говорят на американскую публику, а другое – во время таких телефонных разговоров", – сказал Владимир Брутер в эфире радио Sputnik.
По его мнению, желание американского лидера обсудить с Владимиром Путиным ситуацию на Украине связано, прежде всего, с невыполнением политической части Минских договоренностей.
"Перемирие в Украине в целом соблюдается. И никаких предпосылок для того, чтобы оно перестало соблюдаться, я не вижу. Ни одна из сторон не может решить проблему восточных регионов Украины военным путем. Перемирие достаточно хорошо отрегулировано соглашением "Минск-2" и никем в серьезной мере не нарушалось. И главное в том, что стороны не то что стали "любить" друг друга, а в том, что они понимают, что не могут выйти за пределы существующего формата. Политическое урегулирование кажется мне гораздо более сложной темой, чем перемирие. Здесь я пока конструктива не вижу совсем. Я думаю, что это тоже заинтересовало Обаму и тоже стало причиной его телефонного звонка", – считает политолог.
Главы России и США также обсудили контакты в различных форматах, в том числе по военной линии, направленные на борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке.
Владимир Брутер уверен, что США просто не могут не признать, что РФ играет важную роль в борьбе с терроризмом. Однако у сторон все еще существуют разногласия.
"США вынуждены признавать ту роль, которую Россия сейчас играет в Сирии, и никуда деться от этого они не могут. Но позиция Соединенных Штатов будет как всегда двойственной. Они будут говорить о необходимости совместной борьбы с ИГ, но понимать это по-своему. Что же касается взаимоотношений США и России по Сирии, то они будут сводиться к тому, что США всячески будут пытаться выбивать из-под России, из-под нынешнего сирийского руководства почву. Они будут ставить перед собой задачу поменять политическое руководство в Дамаске в той степени, в которой это для них возможно. Поэтому никакой "дружбы" между Россией и США по поводу Сирии не будет. Но на сегодняшний день значительная часть интересов совпадает", – заключил Владимир Брутер.