Автор Михаил Шейнкман
Если гадкому утенку удалось стать лебедем, то почему бы и "хромой утке" не исполнить лебединую песню. Хотя, если принято любого уходящего президента называть именно так, то об итоговом послании этого скорее можно говорить, что он "крякнул". Не в летальном, конечно, смысле этого слова. Но все-таки это его последнее слово. Сказать, что от Обамы его ждали с трепетом и придыханием, было бы значительным преувеличением. По крайней мере, если судить по настроениям в конгрессе, где большинство за республиканцами. Впрочем, совсем не только им понятно, что семь лет назад многообещавший президент оставляет после себя плохую страну, но хороший трамплин. Претендентам на этот пост есть, от чего оттолкнуться.
Они, наверное, и стали его самой "благодарной" аудиторией. Остальные едва ли разберут дембельский аккорд хозяина Белого дома на цитаты. В отличие от предыдущих посланий, в этом было непривычно мало России и Китая, под завязку ИГИЛ. Но, в общем, все та же смесь напыщенности и высокомерия. Хотя некоторые из пассажей и стоят того, чтобы на них остановиться отдельно. По крайней мере, для уточнения.
Например. "Когда речь идет о любом важном международном вопросе, люди всего мира смотрят в поисках лидера не на Пекин или Москву – они звонят нам", – уверяет Обама. Даже если так, то они только потом понимают, что все-таки ошиблись номером. Или еще. Соединенные Штаты остаются лидером в мире, но не будут "мировым полицейским". "Мы не можем, – делится прозрением Обама, – пытаться захватывать и перестраивать любую страну, которая попадает в кризис. Это гарантия того, что мы увязнем, будем проливать кровь американцев и тратить средства. В этом урок Вьетнама, Ирака – и нам его пора было бы усвоить до настоящего момента". И рука сама тянется к Нобелевской премии мира. Жаль, одну как раз за это он уже получил. Не помогло.
И, тем не менее, "если вы сомневаетесь, что Америка или я сам недостаточно привержены тому, чтобы воздать справедливость, спросите Усаму бен Ладена". Если иных свидетелей своего могущества Обама предъявить не может, спросят и Усаму. Ведь такими темпами – все там будут. А эта его странная фраза: "Собака – друг человека". В смысле, "Украина – государство-клиент России". Как и Сирия. Странная – если ни сказать больше. Даже в Штатах она вызвала недоумение и насмешки. Это кто же там тогда кого танцует, если и через несколько лет после Майдана Украина лишь "ускользает из орбиты влияния Москвы". И это еще вопрос, куда именно она скользит?
Кстати, с "клиентом" – это импровизация Обамы. В тексте послания этого термина нет. Оно вообще получилось с налетом недосказанности. Ведь только между строк можно понять, что по-настоящему президент США сожалеет лишь об одном. Еще об одном сроке, на который ему никогда не переизбраться. Он искренне думает, что это все, чего ему так и не хватило. Впрочем, в будущее все равно смотрит с неизлечимым оптимизмом. Американцы, правда, едва ли не самое оптимистичное видят в том, что оно уже будет без него. Что же касается его "экономика стала сильнее, страна безопаснее, а государство лучше", то, как любой плохой художник, он всегда может сказать своим критикам: "я так вижу". Хотя, как ни крути, все одно получается картина маслом: "Приплыли!".