Автор Агата Бестужева
Две страны, которые на протяжении десятилетий сохраняли военный нейтралитет, меняют стратегию безопасности. Речь идет о Финляндии и Швеции, которые усиливают военное сотрудничество. По словам премьер-министра Финляндии Юхи Сипиля и его шведского коллеги Стефана Левена, основаниями для этого стали поток беженцев в ЕС, теракты во Франции, боевые действия на Украине, а также усиление военной активности на Балтике. Эти события являются самым серьезным вызовом европейской безопасности со времен "холодной войны", полагают политики. И в случае кризиса или вооруженного конфликта страны намерены действовать сообща.
При этом особое внимание уделяется тому, что Финляндия и Швеция не видят необходимости присоединения к какому-либо военному блоку, в частности, к НАТО. Это, по их словам, не говорит о какой-либо изоляции, Швеция и Финляндия продолжат сотрудничество с другими государствами и организациями. Однако есть нюанс, который обращает на себя внимание.
Дело в том, что Парижский мирный договор 1947 года, ограничивающий функции финской армии только защитой собственной территории, никто не отменял. И получается, что две страны действуют вразрез с положениями этого документа, подписанного по итогам Второй мировой войны. В последние два года Финляндия уже предприняла ряд шагов, идущих вразрез с духом этого договора. Например, закупила в США ракетный комплекс "воздух-земля" и 70 управляемых тактических ракет. Оборонительным это оружие назвать трудно. А в Германии финны приобрели партию ракет авиационных. Ударными темпами военные закупки совершает и Швеция. Две страны тратят на "военный шоппинг" колоссальные деньги. Но, как говорится, чужие средства считать нехорошо. А "дух" Парижского договора, скажет кто-то – это нечто трудно уловимое. Но вот "буква" договора – это уже нечто более конкретное. И уже сейчас можно ставить вопрос о ее нарушении.