Ракета-носитель "Протон-М" с российско-европейской межпланетной станцией "Экзо Марс" стартует с космодрома Байконур после полудня 14 марта, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Ранее дата старта официально не раскрывалась, указывалось лишь, что стартовое "окно" находится между 14 и 26 марта.
Соглашение о совместной программе Роскосмос и Европейское космическое агентство подписали в марте 2013 года. В миссии 2016 года задействуют два аппарата: орбитальный модуль TGO проанализирует состав атмосферы планеты; демонстрационный десантный модуль Schiaparelli отработает вход в атмосферу и посадку на поверхность Марса. Для их вывода в космос с Байконура задействуют российскую ракету-носитель "Протон-М" и разгонный блок "Бриз-М".
"Основная цель миссии – продолжение изучения Красной планеты. К этой цели человечество стремится и, вероятнее всего, именно Марс станет следующим объектом, куда ступит нога человека, скажем, лет через 50", – сказал в эфире радио Sputnik академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.
По его словам, Марс по-прежнему оставляет человечеству множество вопросов.
"Если брать практическую точку зрения, то мы пока окончательно не знаем, есть там формы жизни или нет, пригодна ли эта планета для того, чтобы создавать там земные поселения. Это и надо выяснить. Не знаем, какие там есть ресурсы. Все это важно знать на будущее. Может быть, формы жизни, которые есть на Марсе, опасны для Земли. А, может, они станут катализатором для того, чтобы человеку легче было осваиваться в новом для себя мире", – считает специалист.
При этом, по мнению академика, не стоит откладывать и программу, связанную с изучением Луны.
"Луна – ближе, долететь до нее можно гораздо быстрее. Создать базу – проще и дешевле. Но, создавая базу на Луне, не нужно забывать, что мы создаем ее как некий "промежуточный аэродром" для нашего дальнейшего шага в Солнечной системе. Как раз этим следующим шагом и станет Марс. То есть даже активно осваивая Луну, мы должны предпринимать усилия по созданию форпостов на Марсе", – отметил Александр Железняков.
Однако пока, по его словам, для этого есть препятствия, главное из которых – дальность полета.
"Конечно, расстояние большое. И было бы предпочтительнее, чтобы мы располагали техническими средствами, которые позволили бы преодолеть расстояние не за восемь месяцев, а за один-два месяца. Конечно, нужно решить и вопрос защиты экипажа. Потому что межпланетный перелет – это жесткое космическое излучение, которое может убить космонавтов. Вопросов еще много. Но все-таки достигнуть Марса человек может, хотя придется задействовать огромные ресурсы, но техническая база для этого есть. Однако хотелось бы, чтобы это была не единственная вылазка, единичный полет, а полноценные экспедиции с возвращением космонавтов", – заключил Александр Железняков.