Автор Михаил Шейнкман
Это можно даже назвать их первой совместной спецоперацией. Причем сразу успешной. Все ведь так и решили, что Нарендра Моди нагрянул в родовое имение Наваза Шарифа без всякого предупреждения, как снег на голову. Возвращаясь из Москвы, залетел в Кабул открыть построенное индийцами здание парламента, и вдруг оказался в пакистанском Лахоре. Но, чтобы этот сюрприз оставался тайной, спецслужбы обоих государств должны были сработать слаженно. Не выдать и не подвести друг друга. Получилось. Мир ахнул от изумления. До того нога индийского премьера не ступала на землю Пакистана в течение 10 лет. А в такой обстановке главы стран, трижды с 1947 года воевавших друг с другом, еще не встречались никогда.
Не важно, что сейчас Исламабад и Нью-Дели относятся к идее этого внезапного рандеву так же, как и к Кашмиру. Каждый приписывает себе. Главное, что спорная территория не помешала им вот так вот запросто, без протокола сесть за один вегетарианский стол. Премьер Пакистана выдавал замуж свою внучку. Так что, в каком-то смысле его индийский коллега был здесь "свадебным генералом". Но это почетное звание – единственное, что выдавало в нем воинственность. Как напишут потом информагентства, лидеры общались, как "старые приятели".
Хотя у стран непримиримость калибра двух Корей. С той разницей, что там лишь одна называет себя "ядерной державой", а здесь обе являются таковыми. И поэтому время от времени, несмотря на повышенный градус конфликтности, им все-таки надо охлаждать свой пыл. Тем паче, что по обе стороны баррикад хватает горячих голов. Об Исламабаде вообще ходит слава, что в нем ни одно решение не принимается без соизволения военных. И поэтому тоже визит Моди к Шарифу можно считать моментом принципиальным, поскольку он едва ли состоялся бы, выступи местный генералитет "против".
При этом инициатива, вероятней всего, исходила из Дели. Это очень похоже на нынешнего индийского премьера. В разногласия со своими заклятыми соседями он привносит элемент приятной неожиданности, и, буквально, "моди-фицирует" контакты. Берется обсуждать то, что обсуждается, и откладывает на потом то, что не горит. Хоть и накалено местами все до предела. Но в отношениях с Китаем Дели пока убрал пограничную проблему под сукно. По крайней мере, если судить по саммитам БРИКС, она лидерам совсем не мешает. Возможно, и с Пакистаном Моди рассчитывает на тот же эффект. Общая площадка и у них есть. Это ШОС, куда оба лидера стремятся войти в качестве полноправных участников.
Лондонская Guardian, правда, утверждает, что два государства могут жить в мире, только находясь в изоляции друг от друга, подобно разведенным супругам. Не при внучке Наваза Шарифа будь сказано. Эксперты полагают, что этот "свадебный переполох" в родовом имении пакистанского премьера едва ли приведет к "медовому месяцу" в отношениях между Дели и Исламабадом. Впрочем, хорошо уже то, что драку на свадьбе не заказывали.